Вежливость города берет…

1Утро обычного дня серых буден межсезонья. В битком набитой маршрутке – привычная атмосфера дискомфорта, вызванного теснотой и острой нехваткой позитива для поднятия настроения. Пассажиры вяло переругиваются или дружно возмущаются – чаще всего неудовлетворительной работой общественного транспорта. Все – как всегда… И вдруг водитель приятным, хорошо «поставленным» голосом объявляет: «Дамы и господа! Автобус прибывает на городской автовокзал. Родителям с детьми рекомендую приготовиться, следующая остановка – детский сад. Всем – замечательного настроения, успехов на работе. Будьте внимательны к ближним, не забывайте и о себе, любимом или любимой». Состояние пассажиров: шок, лица на глазах меняются. Какая-то бабулька недоверчиво интересуется у водителя: «Сынок, ты часом не обкурился?» Ответ водителя предельно краток: «Увы, мадам»! «А, вам теперь в автопарке за это доплачивают»? – продолжает прояснять ситуацию женщина. «Обязательно, – предельно серьезным и доверительным тоном отвечает шофер, – даже службу новую открыли, социальной поддержки. Но я бесплатно люблю поговорить, чтобы за рулем не уснуть…» На остановках люди выходят, впервые (возможно, в своей жизни) тепло благодарят водителя маршрутки и уносят в душе подаренный им маленький праздник человеческого общения.
Жаль, что такого не бывает… А вот и неправда – бывает, такой уникальный водитель реально существует, работает на городских маршрутах с июля текущего года. Беседуем с Алексеем Анатольевичем Аксеновым.
– Алексей, о вас в городе уже легенды складывают. Слышал даже такую версию: вы – знаменитый артист, близкий родственник Главы Республики Крым.

– Люблю побалагурить, но до такого не додумался бы. Биография моя гораздо проще. Родился в 1976-м на Сахалине. Отец – газоэлектросварщик высшего разряда. Мать на кирпичном заводе работала. Есть старший брат, сейчас живет в Днепропетровске. В 1983-м наша семья переехала на жительство в Марганец Днепропетровской области. Там я закончил школу и в 1991-м поступил в горно-обогатительный техникум по специальности «эксплуатация и ремонт горного оборудования». Не закончил, понял – не мое. Ранее учеба в музыкальной школе по классу баяна и духовых инструментов тоже меня в выборе профессии не определила. А из Харьковского летного училища им. Чугуева меня по здоровью отчислили. Но в Запорожский госуниверситет поступил уже целенаправленно. Спасибо моим любимым школьным учителям по физике и истории. Е.Ф. Ковтун «купила» меня тем, что ко всем ученикам обращалась исключительно по имени-отчеству, а Р. Майбураков – педагогическими инновациями. Поэтому диплом преподавателя физики и математики мне дорог, хотя по специальности не пришлось работать и дня.

– Почему?

– Судьба так распорядилась. Ситуация в конце 90-х многих вынудила выживать, занимаясь предпринимательством, чтобы как-то прокормить семьи. Занимался в то время многим, но реально полезных навыков не приобрел, кроме того, что стал квалифицированным водителем. Был фермером – выращивал на 20 га арбузы. Некоторое время даже работал замдиректора Марганецкого завода по перемотке электровентилей – до того, как его признали нерентабельным и искусственно обанкротили. В общем, определенного достатка в семье добился, дочки подросли. Старшая, Диана, уже закончила с золотой медалью школу, младшей, Анечке, сейчас 14… Но это – в прошлом, не выдержал наш семейный корабль испытания временем. Разошлись мирно.
– И вы с горя пошли в водители-профессионалы?
– Не с горя. Да и водителем я устроился еще за год до развода – в Запорожье, в ООО «Хортица-2001». Автопарк социального направления – тарифы на 1 гривну меньше, чем на маршрутах других фирм. Обслуживал маршруты Бородинского и Осипенского районов. Понравилось. Через год уже имел в частной собственности свой автобус – тот «Богдан» 87-11, на котором сейчас езжу. Потом переехал в Днепропетровск, жил прямо в автопарке (АТП 113-31). Спустя некоторое время стал бригадиром колонны 43-го маршрута.
– А в Крыму как оказались?
– Днепропетровск для меня – чересчур большой город. Я уже тогда практиковал свой стиль вождения – быть для пассажиров и экскурсоводом, и кем-то вроде конферансье, а по большому счету – другом. Распространить этот опыт в городе, где на улицах мотаются 5-6 тысяч маршруток – утопия. Приезжал погостить к куме в Рыбачье Алуштинского района, заезжал и в Судак пройтись по Голицынской тропе. Подумывал переехать в какой-нибудь небольшой курортный городок. Алушта не глянулась: шумно, и горы чересчур «давят», я к простору привык. Судак в этом отношении гораздо комфортнее. За помощь в принятии окончательного решения о переезде спасибо другу – Вадиму Войному. Он отработал в Судаке сезон на маршруте «аквапарк – Долина Роз» и меня сагитировал. Здесь у меня появился шанс угробить сложившийся в народе стереотип, что лучший водитель тот, кто меньше других хамит.
– В этом, вижу, преуспеваете?
– Ну, новое даже к железяке на колесах привинчивается не без труда, а мои коллеги – взрослые люди с устоявшимися привычками. Притом автопарковское начальство меня постоянно в пример ставит, а это у некоторых вызывает протест. Тем не менее, я, как в известной песне, гну свою линию.
– Пользуетесь какими-то экскурсоводческими методиками?
– Для того, чтобы узнать что-то интересное и им поделиться, достаточно уметь читать, общаться и разговаривать, а добыть информацию несложно. Мне как-то в рейсе пассажиры посоветовали: приобретите микрофон, у задней двери не слышно, а рассказываете чистый эксклюзив. Ответил: те, что сейчас сзади, в следующий раз пусть сядут ко мне поближе, я к тому времени «накопаю» много нового и интересного. Одни ведь меня слушают, а другие делятся информацией о достопримечательностях, и я тут же обновляю текст.
– Скажите, а то, что у вас на капоте лежит ваша шапка (летом была кепка) — специально для того, чтобы пассажиры клали в нее деньги за проезд – тоже «фишка» вашего стиля?
– Да, это способствует уравниванию водителя и пассажиров в имущественном положении, ну и, соответственно, упрощает общение.
– Что ненавидите, о чем мечтаете?
– Ненавижу ложь в любых ее проявлениях. Мечтаю выучить несколько иностранных языков и крымскотатарский. А еще – реализовать, пусть и не в школе, любовь к детям и педагогике, а также развить способности экскурсовода. Кстати, эта мечта – уже план: на лето зовут поработать в турагентство «Грифон».

Беседовал В. Садовый
Фото предоставлено А.А. Аксеновым

2 thoughts on “Вежливость города берет…

  1. Интересный человек попался В. Садовому- и материал подан просто. Приятно было прочитать.Успехов Вам обоим!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Введите цифры с картинки (антиспам тест):