Вива, Судакская АМЕРИГО!

обложка книги, История Крыма в русской поэзии, Судак

Что значимее настоящего открытия? Полагаю, его осознание и обоснование. Америку, как известно, открыл Колумб. И чем же отблагодарила за это история великого первооткрывателя? Увековечила в названии не очень большой страны на открытом им континенте. Сам же он назван в честь Америго Веспуччи, который, если верить С. Цвейгу, никуда не путешествуя, сумел доказать, что мифическая Вест-Индия – суть материк…

Уходящий год для судакской поэта, литературоведа, составителя «киммерийских» сборников Л.Н. Порубай (пишущей также под псевдонимами Л.Н. Сиротинина и Л.Н. Корнеева) ознаменован звездным (по мнению не только коллег по творческому цеху, но и определенного круга мэтров философии, культурологии и историософии России) событием: закончен и вышел в свет труд, начатый в 2010 г. – антология «У времени на юру. История Крыма в русской поэзии» с комментариями.

Людмила Николаевна на правах составителя и автора резюме к каждой из девяти глав книги (в совокупности представляющего единый историко-литературный очерк) определяет назначение своего произведения так: «В огромном потоке крымской поэзии эта книга высвечивает тот его глубинный пласт, в котором отражена обескураживающая изменчивость Большого Времени. Ее читателю предоставляется возможность стать свидетелем и участником перевоплощения поэтических картин крымской исторической феерии в драгоценное знание – об особом месте Крыма в мировой истории и в пространстве русской поэзии. Этот увлекательный процесс, организованный в книге посредством погружения поэтических произведений в обстоятельный историко-литературный контекст, рождает энергию для развития всеобъемлющего поэтического миропонимания. Книга, проникнутая воодушевлением осмысленного созерцания и познания, обращена ко всем, кто любит Крым и ценит поэзию».

«…Структура книги скрупулезно продумана, – отмечает автор рецензии к антологии «Лоция поэтической Тавриды», культуролог С.С. Голикова. – Девять глав завершенных резюмирующими статьями автора-составителя, колоннами подпирают пространство повествования.

Глава 1. «Обретение». Крым и Россия,
Прелюдия в тональности брачного пиршества.

Глава 2. «Облики вечности».
Тайнопись сакрального знания о Крыме.

Глава 3. «В ореоле эллинского излучения»
и четыре раздела главы 4.
«Облучение и обжиг страстных эпох».
Исторические экскурсы от Эллады до Генуи.

Глава 5. «Облачение в миф».
Рождение российского ориентализма.

Концентрированно-драматичные «военные главы» (6-8) – Крымская, гражданская, Великая Отечественная войны – содержат наиболее весомый литературный материал. Их названия – «Обет державного служения», «В объятьях роковых минут», «В огне ада истории».

Глава 9. «Блаженство отчаяния».
Крымские поэты русской традиции: жизнь в диаспоре. По сути, это напряженный предыкт к финалу,.. которого в буквенном выражении нет.

Финал открытый. Фантом десятой главы, которую следовало бы поименовать «Возвращение», побуждает рассматривать Антологию как живой саморазвивающийся организм. Гипотетическая десятая глава заполняется читателем-соавтором как хроника дней нынешних, истории самоновейшей – после исторического референдума 16 марта. Это уникальный случай перерастания стационарного статуса книги в режим он-лайн. Жизнь сама взялась досказать рукопись…»

«…Не всякое произведение хочется прочитывать и разбираться в творческой манере того или иного автора, оценивая его словотворчество, – резюмирует в рецензии «История в ореоле поэзии» член Союза писателей России Т.А. Егорова. – Но здесь особый случай. Перед нами совершенно уникальное произведение. Погружаясь в историческое пространство крымской земли, одухотворенное живописной полифонической гаммой поэтического многоголосия, понимаешь бесценность этого труда… Я скажу проще: это произведение – поэтический памятник крымской истории… Это сердечный подарок автора-составителя многострадальному Крыму…»

Эта книга до краев наполнена осознанием открытий. В частности, прочтение Л. Корнеевой стихотворения «настоящего летописца крымской земли» Вячеслава Егиазарова (р. 1940) «Планета Крым» ярко буквализирует образ.

У Вячеслава:
«…И когда мы сойдемся в кафе под платаном густым,
мы представимся сами себе кем-то вроде масонов,
за планету мы выпьем с названием солнечным Крым,
не за остров же пить, да простит нас Василий Аксенов».

У Людмилы Николаевны:
«…«планета» – необычайно благодатный образ для воображения, ибо это самостоятельная, самодостаточная и неповторимая сущность, рождающаяся в созидательном искрении вдохновенных сил мироздания и движущаяся по имманентным законам… Несомненно, в какой-то системе притяжения… И разве мог этот образ родиться в ином пространстве, не ослепленном страстью замысловатой истории, не наполненном провидческой энергией поэтов?!»

«Это… антология, но антология не простая, – уверен литературовед, кандидат философских наук С.О. Курьянов. – В ней удалось главное: найти тот «тайный ключ русской литературы», о котором более двухсот лет назад было заявлено путешествующим по Крыму русским литератором…»

Огромное Вам спасибо, Людмила Николаевна от тех, кто уже прочел Вашу книгу. Уверен, что к этой благодарности присоединятся все те счастливцы, которым это удовольствие предстоит.

В. Садовый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *