«Вехи моей памяти»

8 февраля судакчане проводили в последний путь Юрия Евгеньевича Белова. Его смерть для друзей, коллег оказалась совершенно неожиданной. И не потому, что сегодня 62 года для мужчины не возраст, а просто потому, что всегда выглядел абсолютно здоровым и уверенным в себе человеком. article4702И только родные знали, как катастрофически повлияло на него ДТП, в которое около двух лет назад он с сыном попал на шоссе Солнечная Долина — Судак. Прошло два десятка судов, а бывший высокопоставленный лихач так и остается безнаказанным.

В предыдущем номере газеты Владимир Фролов в теплой заметке отдал дань памяти товарищу, но, как мне кажется, не сказал о главном. А оно заключается во всем нам известной сентенции: «Нет пророка в своем отечестве». Вклад Ю.Е.Белова, который обрел в Судаке личное счастье, вторую родину, полюбил всей душой, прославлял всеми доступными средствами, не был оценен при жизни и, боюсь, будет замылен после смерти. А он, без преувеличения, огромен и разнолик.
В каждой из областей, за которые брался, Юрий стремился достичь максимального результата. Блестящи его росписи стен и классов в Дачновской, Солнечнодолинской, Судакской №1 школах, дегустационного зала Архадерессе, банкетного зала ресторана «Консул» и ресторана бизнес-центра ТОК «Судак», кафе «Катерина», «Южанка» и «Фортеця», храма Александра Невского в Луганской области. Оригинальны его обложки и иллюстрации к произведениям Т.Драйзера, Г.Хаггарда, А.Пушкина, Н.Помяловского, П.Бажова, В.Скотта, которые выходили в Ростовском и Донецком книжных издательствах. Собиратель всяческих раритетов, Белов на основе немалой и, безусловно, ценной коллекции на добровольных началах создал в школе-гимназии №1, где работала библиотекарем супруга Галина Ивановна, «Музей книги и истории Судака», равного которому не было в Крыму. Пять лет в газете «Судакские вести» выходили развороты «Летопись Сугдеи», которые стали прекрасным пособием для экскурсоводов и педагогов, источником знаний для любителей истории древнего города, готовившегося отметить 1800-летие. Я лично, как редактор, представлял Юрия к награде дипломом республиканского журналистского конкурса «Серебряное перо», рекомендовал коллегам рассказать о «старьевщике» в газете «Крымское время», уделил ему немало места в своих воспоминаниях «Пшенная каша детства».
Кстати, о книгах. Юрий всегда стремился их издавать, но не всегда получалось. Ведь за все надо было платить самому. И все же он сумел издать брошюру «Судак. Унесенные ветром» и красочный альбом «Золото Сугдеи», посвященный 80-летию совхоза-завода «Судак». Как всегда, в них ему принадлежало все — макет, оформление, фотографии, текст. Но, конечно, звездный час для Юрия Евгеньевича настал, когда в 2013 году свет увидела книга «Юрий Белов. Рисунок, живопись, книжная графика, оформление интерьеров, воспоминания», которая стала откровением и для коллег по художеству, и любителей живописи, и искусствоведов двух регионов – Крыма и Донбасса, над которым еще было мирное небо. Издание лишь подтвердило тот бесспорный факт, что из автора вырос незаурядный художник, творческая личность с индивидуальным почерком, будь то портрет, пейзаж или натюрморт.
Но как горько читать размещенное на обороте книги послесловие. Теперь, когда Юрия Белова нет с нами, оно читается как прощание с этим бренным миром и завещание нам, живущим на этой прекрасной земле. Послушайте: «Мне дорога каждая работа, помещенная здесь. Глядя на них, я вспоминаю какие-то события, поездки или встречи с разными людьми. Можно сказать, что это своеобразный дневник или вехи моей памяти. Надеюсь, что мои этюды и рисунки будут еще долго говорить со зрителем, радовать, вдохновлять, помогать задуматься о красоте человеческой души, гармонии и бесконечном великолепии природы. Желаю вам интересного путешествия по страницам этой книги и, как много лет назад, все же надеюсь, что частица того хорошего, что я пытался вложить в свои работы, останется у вас…»
А теперь вернемся к тому, что «нет пророка в своем отечестве». Предложение напрашивается самое простое. Картины, рисунки Ю.Е. Белова должны быть выставлены в городском музее. В истории города уже был случай, когда коллекции из 1000 книг и 300 картин супругов М.П. и А.И. Богоявленских оказалась в Соликамске, вместо того, чтобы стать основой художественного музея в Судаке. Теперь гордостью этого уральского города является картинная галерея, в которой насчитывается более шести тысяч экспонатов. В прошлом году, работая над книгой о русских художницах 19-го века, мне довелось побывать и в провинциальных художественных музеях (Таруса и Поленово), и в областных (Тверь и Тула), и, конечно, в Третьяковке. И везде видел одно и то же: беспримерную тягу людей к искусству. Вспомните, что творилось, когда в Москве проходила выставка В.А.Серова…
В Судаке должен быть художественный музей. И основу его собрания могли бы положить произведения прекрасного русского художника, нашего современника, которому при жизни досталось так мало тепла, внимания и слов благодарности. Я дважды писал статьи в защиту Юрия Белова, музей которого буквально вышвырнули из школы-гимназии №1, хорошо знаю, как третировали в ТОК «Судак», упрекая за каждую гривну. А теперь вот его нет с нами. Он ушел. И только от судакчан и городских властей зависит, чтобы память о выдающемся земляке сохранилась не на словах, а на деле.

Николай Плясов,
заслуженный журналист Украины, писатель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *