К Всемирному дню учителя: Две судьбы

Учителем быть – надо труд любить. Эта поговорка прозвучала в речи двух моих собеседниц, педагогов на заслуженном отдыхе. Объединяет этих женщин не только возраст, верность избранной профессии, но и память о Великой Отечественной: трудном, голодном детстве, послевоенной комсомольской юности. Обе мечтали стать учительницами. Обе собственным трудом эту мечту реализовали.

image1
На снимке, сделанном в 2010-м: А.Я. Петухова – на Красной площади в Москве после бесплатной поездки (поощрили как участницу трудового фронта) в Челябинск и Курган в дни празднования 70-летия Великой Победы.

Августа Яковлевна Петухова (в девичестве Уварова) родилась 25 августа 1932 года за Уралом, в с. Шелепово Мокроусовского района Курганской области, в крестьянской семье. Ее мать, Акулина Петровна, 1898 г.р., была безграмотной и лишь в 20-е годы научилась читать и расписываться в документах. Отец, Яков Филимонович, 1888 г.р., с 1914 был членом ВКП(б), работал на железной дороге – сопровождал особо ответственные грузы. Из 13 родившихся в семье детей выжили лишь пятеро. Августа была самой младшей и, по сравнению с ровесниками, маленького роста. Грянула война. Отца на фронт не взяли по возрасту, он продолжал сопровождать грузы, появляясь дома все реже. Старших сестер направили в трудармию, а Августа с матерью работали в колхозе. Девочка сначала стерегла цыплят на птицеферме, затем научилась управлять тягловой лошадью: за узду водила ее по борозде при копке картошки, верхом понукала кобылу, тянущую волокушу с копнами сена к стогу. В 12-13 лет Августа уже вязала снопы, обслуживала молотилку, освоив все необходимые для этого операции. В архивах райцентра сохранились платежные ведомости колхоза за 1944-45 гг., и с учетом этой информации Августе Яковлевне, спустя годы, был присвоен статус участницы трудового фронта.

Чепиженко
А.М. Чепиженко со своими учениками.                  

Вторая собеседница – Александра Марковна Чепиженко (в девичестве Блакитная) – тоже родилась в 1932-м, 3 января, в 30 км от Николаева, в с. Новопетровском Новоодесского района, и тоже в крестьянской семье. Отец и мать работали в колхозе. Перед войной отца, члена партии, назначили председателем сельсовета. Началась война. С приближением фронта к Николаеву отцу было поручено эвакуировать колхозный скот в глубь страны. Посадив в арбу (удлиненную телегу с высокими решетчатыми бортами) четырех своих детей, погрузив на нее вещи и несколько мешков овса для лошадей, председатель возглавил колхозный караван. Двигались по югу Украины в сторону Ростова-на-Дону, а затем, с приближением фронта – в Сталинградскую область, на границу с Калмыкией. В пути часто бомбили, погибали люди, скот. Трупы животных сбрасывали в одни воронки, тела людей – в другие. По ночам было видно зарево над Сталинградом. Потом отца забрали на фронт. Мать ходила по деревням в Калмыцкой степи, меняя одежду и прочие вещи на продукты. Дети радовались, когда матери удавалось принести маленький стаканчик пшена или другой крупы, зерна. Дети вынужденных переселенцев пухли от голода, умирали. Александра Марковна помнит, как ранней весной 1943-го они пришли на железнодорожный вокзал Сталинграда. Одна нога у нее была обута в калошу, другая – в солдатский сапог. Город стоял в руинах, вокзал бездействовал. В разрушенных домах на привокзальной площади пухли неубранные трупы. Возвращение в Николаевскую область было еще более трудным. Питались трупами лошадей, червивой и смрадной при варке кониной. После освобождения Николаева в 1944-м семья к лету вернулась в родное село. Вскоре вернулся с фронта отец, без руки. Он снова возглавил сельсовет, а детвора пошла работать в колхоз. Зимой учились в плохо отапливаемой школе. Преподавали покалеченные войной мужчины. Закончив в селе семилетку, Александра продолжила учебу в Николаеве. После окончания 10-го класса поступила в Николаевский пединститут.

Закончив в 1949-м 7 классов, Августа Яковлевна переехала в Челябинск к старшей сестре, работающей на танковом заводе. В рамках комсомольского поручения была назначена секретарем следственного отдела городской прокуратуры, параллельно доучиваясь в вечерней школе. По работе пришлось частенько контактировать с подростками, чьи судьбы были искалечены войной. Таким образом, созрело твердое решение: любой ценой стать учительницей, чтобы воспитанием спасать трудных детей, прививать им уважение к старшим, труду, любовь к Родине. В 1952-м Августа Яковлевна поступила в Челябинский пединститут на факультет физики и математики. Успешно закончив его в 1956-м, едет работать в среднюю школу станции Бердяуш. Там вскоре встретила суженого – учителя физкультуры и географии Иосифа Александровича Петухова. Поженились. Вскоре на свет появились дочь и сын. В 1963-м семья переехала на жительство в Судак. Муж устроился в среднюю школу (ныне школа-гимназия №1), а Августа Яковлевна – учителем физики и математики в школу рабочей молодежи (ШРМ). В 1965-м была образована восьмилетка, и Петухову включили в ее штаты. Восьмилетняя школа в 1976-м получила новое здание на ул. Яблоневой и, в результате реорганизации, статус второй городской. Весь педколлектив восьмилетки (в составе которого изначально была Августа Яковлевна) перешел в эту новую школу. После выхода на пенсию в 1987-м еще три года А.Я. Петухова вела математику в Дачновской средней школе, а затем вернулась в СШ №2 и трудилась до 30 января 2009-го.

Александра Марковна перед окончанием института в 1955-м вышла замуж за своего односельчанина Ивана Сергеевича Чепиженко, который после учебы был направлен механиком в Новосибирск на строительство академгородка. В Новосибирске Александра Марковна работала учителем русского языка и литературы. В семье Чепиженко родились сын Валерий и дочь Наташа. В 1960-м Ивану Сергеевичу предложили работу в Судаке, механиком стройучастка СУ-2 СМУ-3, который на тот момент создавался для строительства Дома отдыха «Судак»  Министерства среднего (позже – атомного) машиностроения, а также жилья для обслуживающего персонала и самих строителей. Прибыв в Судак, Александра Марковна три года проработала корректором в газете «Путь Ильича», а затем, имея диплом учителя русского и украинского языков, устроилась работать в среднюю школу. Преподавала украинский язык. Затем, как многие педагоги, была переведена в штаты восьмилетки и, спустя время, автоматически стала преподавателем СШ №2.

Общий стаж деятельности Августы Яковлевны – 53 года, Александры Марковны – 48. Дети обеих выросли, получили образование, добросовестно трудились и уже, как и мамы – на заслуженном отдыхе (дочери Августы Яковлевны – уже 62, правнучке Даше – 16). Дети стали гордостью не только их родителей. В частности, Валерий Иванович Чепиженко, доктор технических наук, профессор, полковник запаса, руководит одним из институтов Киевского университета гражданской авиации.

Перед окончанием наших встреч каждая из собеседниц просила поменьше писать об ужасах, пережитых ими в годы войны. Но умолчать об этом я не мог. Правду о войне нельзя забывать, иначе этот ужас может повториться. И нет ничего ценнее для потомков, чем живые воспоминания свидетелей, честных простых тружениц образовательного фронта.

Здоровья вам и долгих лет жизни, дорогие Августа Яковлевна и Александра Марковна!

В.В. Цецульников

 

 

1 комментарий для “К Всемирному дню учителя: Две судьбы

  1. На фото примерно 1980 г.Снежана Попова,Лена Сомова,Игорь Романов,Ира Юрченко,Лена Супрунова.

Добавить комментарий для М Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *