«Отдал предпочтение живописи»

Без малого два часа участники этой встречи с неподдельным интересом слушали. В городской библиотеке Н.Ф. Плясов, заслуженный журналист Украины, презентовал судакчанам свою новую книгу «Дама пишет красками. Рассказы о русских художницах». Она  стала своего рода продолжением и развитием изданных ранее в разные годы путеводителя «Дом-музей М.А.Волошина (в соавторстве), книг «Два портрета» (о М. Волошине и Ф. Васильеве), «Пшённая каша детства» (где также есть глава, касающаяся живописи) и «Загадочный мир открытки» (о репродукциях известных полотен на почтовых карточках).DSCN1634

Прекрасный  рассказчик, Николай Федорович увлечённо говорил о своей работе над этим литературно-художественным исследованием и результатах творческого поиска. А они таковы, что новая книга открывает  «белые пятна» в российском искусствоведении. Прежде всего сама тема – жизнь и творчество русских художниц – очень мало изучена. В той или иной степени известны, может быть, два-три имени, но и по ним информация весьма скромная. Н.Ф. Плясов не только восполняет многие пробелы, но и впервые пишет о тех, кто неизвестен даже профессионалам. Конечно, собственно написанию предшествовала большая «черновая» работа – поиски в архивах, встречи с потомками посвятивших себя живописи дам, работниками музеев и другими специалистами – в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Тарусе, Самаре.

Как и над предыдущей книгой «Загадочный мир открытки», над своим новым детищем автор работал два года. А первая презентация состоялась в Севастопольском художественном музее, где находятся два полотна: «Тихий летний день» Софьи Кувшинниковой и «Сироты» Антонины Ржевской — художниц, которым посвящены два больших очерка в новой книге. Самый значительный по объёму — «В знак оправдания моей деятельности» — первое большое исследование в российском искусствоведении, подробно рассказывающее о происхождении, жизни и творческих находках его любимой, по признанию автора, художницы – Антонины Леонардовны Ржевской, «второй и последней», которая была принята в Товарищество передвижников. Уже первая экспонировавшаяся на их юбилейной выставке картина Ржевской «Весёлая минутка» была по достоинству оценена мастерами кисти и основателем знаменитой картинной галереи Третьяковым. Более того, и в наше время, в 2012 году, именно она была помещена на афише выставки работ российских художников, проходившей в Германии.

На презентации Н.Ф. Плясов  приоткрыл для нас «рабочую кухню», поведав о том, на основании каких изысканий он предложил свою версию  о месте  и дате рождения Антонины Ржевской (в девичестве Поповой), убедительно провёл генеалогическую линию, восходящую – ни много ни мало – к царскому роду,  поскольку мать художницы являлась незаконнорождённой дочерью хоровой цыганки и камергера Ивана Дмитриевича Нарышкина. Он также прояснил биографические данные, касающиеся семьи Поповых/Ржевских. Внёс свои коррективы Николай Федорович и в отношении работ художницы. В частности, уточнил, что на одном из полотен она изобразила не жену (как принято было считать), а дочь знаменитого пейзажиста В.К. Бялыницкого-Бирули. А картина «Да исполнится молитва моя» на основании обнаруженного Н.Ф. Плясовым в архивах письма получила новую датировку, с чем согласились наследники А.Л. Ржевской. Кстати, благодаря нашему земляку в 2014 году  отправилась на выставку в Лондон с исправленной датой написания картина ещё одной художницы (о ней тоже есть отдельная глава) Е.Д. Поленовой. Как Плясов это выяснил и аргументировал, и вообще занимательную (как и другие в этой книге) историю, связанную с данным полотном, лучше прочитать самим. Автор любезно подарил судакским библиотекам семь экземпляров своей книги, там же желающие могут выяснить, как приобрести это интересное, содержащее массу исторических сведений, издание.   DSCN1655

Николай Федорович стал практически первым, кто довольно подробно (а главное, увлекательно, читается местами как детективная история) написал также о «звезде первой величины на небосклоне русской живописи», ученице   великого Карла Брюллова (опять же, с уточнением хронологии, касающейся её творчества): Любовь Степановна Бороздна-Стромилова — кому даже из любителей живописи она известна? А знать есть за что.

Стал он и открывателем имени художницы Елизаветы Редкиной, о которой до этого вообще нигде не упоминалось – событие, заслуживающее внимания историков искусства.

Всего в книге «Дама пишет красками. Рассказы о русских художницах» восемь очерков. Упомянутые здесь два автор предполагает дополнить, расширить и напечатать отдельными изданиями. А значит, предстоит новая большая работа.

Не ставлю задачей пересказать всё, о чем мы услышали на встрече, тем паче – пересказывать книгу. Скажу только о том, почему она носит такое название. Об этом пишет сам автор в предисловии и в очерке, посвящённом художнице Софье Кувшинниковой. И сама она, и московская читающая публика усмотрели в рассказе  А.П. Чехова «Попрыгунья» прямые аналогии с реальными лицами: Кувшинниковой, ее мужем Дмитрием (врачом Мясницкой пожарной части) и её возлюбленным художником Исааком Левитаном. По этому поводу Чехов жаловался в письме коллеге по литературному цеху: «Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у неё доктор, и живёт она с художником».  Н.Ф. Плясов замечает: «Эту строку можно воспринимать без иронии, потому что в Российской империи только дамы из обеспеченных и образованных кругов и могли посвятить себя живописи… Факт, что в феврале 1847 года при Московском училище живописи, ваяния и зодчества была открыта даже «живописная мастерская для дам». В преамбуле устава подчёркивалось: «Вкус к изящному, которого недостаток сильно ощущается в нашем образовании, конечно, через женщин более всего может распространиться у нас». Справедливость этого утверждения по сей день не вызывает сомнения». Согласимся с автором безусловно.

Участники встречи были настолько впечатлены каскадом фактов, дат и имён, которыми так легко владеет Н.Ф. Плясов, что в знак восхищения наградили его выступление аплодисментами. И, конечно, поинтересовались, что им движет.  «Самое главное – это найти, показать, чтобы знали, что так было. Это чувство – открытия, восхищения – настолько удивительно, настолько приятно, что так бы вскочил и заорал: ай да Плясов, ай да молодец!» — шутливо ответил он. Ну и очень красиво выразил общую благодарность за книгу и за встречу участник литстудии «Киммерия» Эдуард Лавриков: «Мы посмотрели и послушали, какой огромный физический, материальный и духовный труд вложил Николай Федорович в рождение этого своего творчества. Я бы сравнил это с рождением ребёнка, который тоже рождается в муках. Но – ребёнок, как и все люди, смертен, идут годы – и человек уходит. А это – вечно! И мы знаем, что красивый ребёнок рождается от красивой любви. Этот вот «ребёнок» очень красив, значит, у Николая Фёдоровича большая любовь к своему делу. Он сделал нам небольшой экскурс в историю русской живописи, но такой рассказ я слышал впервые: не просто биографическая справка, а как этот художник появился, чем был вдохновлён, чем он жил. И такая память!»  На что Плясов заметил: «Память журналистская». 35 лет он отдал этому делу, семь лет возглавлял судакскую городскую газету (и нам довелось проходить своё становление в профессии под его руководством). «Самое смешное, — признался Николай Фёдорович, — что был я зав. промышленным отделом большой заводской газеты в крупном промышленном центре, был зав. отделом писем в нашей местной газете, собкором «Советского Крыма», а в конечном итоге отдал предпочтение живописи!»

Вот такая получилась встреча. И в завершение хочу добавить, что редактором книги «Дама пишет красками. Рассказы о русских художницах» выступила тоже наша коллега и одновременно супруга Николая Фёдоровича, заслуженный журналист АРК Людмила Михайловна Плясова. Прекрасный творческий тандем. Поздравляем с премьерой новой книги!

О. Онищенко

Фото с сайта центральной городской библиотеки им.В. Рыкова     

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *