«А помнится, кордон втроем держали»

Мужская профессия

18 лет назад (ужас, как быстро время летит) при подготовке публикации «Парение Фантика с горы Орел» («Судакский вестник» №53-54 от 3.07.1999 г.) меня очень впечатлила беседа с командой настоящих романтиков гор – специалистов контрольно-спасательного отряда (КСО), возглавляемых молодым энергичным начальником И.Л. Петровым. Жизнь течет, все меняется. Интересно, изменили ли возраст и жизненные обстоятельства этого человека?

-Игорь Леонидович, как вы пришли в профессию?

-В Дачновской школе, где я учился, был кружок туризма. Там я и нашел себя. В дальнейшем только совершенствовал навыки. В 1985-м закончил школу. Потом – армия. С сентября 1988-го – инструктор-спасатель Судакского КСО. Через год повысил квалификацию в институте им. Склифосовского, получил компетенцию уровня медбрата – для спасателей в СССР это было обязательно. Судакский отряд спасателей был создан в 80-х начальником КСС Крыма О.Н. Жаровым. Этот профессионал так полюбил наши горы, что ушел с прежней должности, поменял Симферополь на Судак. В 1996-м он ушел на пенсию, а я его сменил на должности начальника отряда.

 

-Стаж солидный, можно сказать – ветеранский. Наверное, есть что вспомнить?

-Наиболее врезались в память «боевые крещения» отряда и, в частности, мои.  Спустя три месяца после начала моей работы в КСО в числе 90 крымских спасателей был направлен в Спитак (Армянская ССР) на помощь жертвам землетрясения. Вообще на нашей работе за год приходится спасать десятки человек, а там от нас зависели тысячи жизней. Нелегкими были и следующие три года (1989-1991). Отряд выполнил не совсем профильную задачу – капитально реставрировал тропу Голицына. Каждому пришлось быть и скалолазом, и каменотесом, и носильщиком тяжестей.

-Помнится, 18 лет назад вас в отряде было семеро…

-Да, больше десятка за годы до реформы МЧС в Украине не набиралось. А потом, в 2000-е, численность вообще упала, количество реальных специалистов не выросло (где их было взять?), а служба «раздвоилась»: параллельно с КСО начал функционировать отряд в составе МЧС. Люди и разбрелись. Помнится, весь кордон втроем держали.

-И велик кордон?

-Весь регион в административном формате плюс, как лесники, зону так называемого территориального деления. Там, где территории разных регионов стыкуются, работали вместе с другими КСО. Кстати, теперь в судакском «Крымспасе» ту же территорию держат 20 человек. Правда, на нас были только горы, изредка – пляжи. Теперь в штатах есть подводник, и добавилось спасение жертв ДТП. Да еще, кроме школьных военно-спортивных игр, теперь контролируем и ход турниров скалолазов.

-Кроме умения оказывать первую медпомощь, что еще требуется от спасателя?

-Вообще-то многое. Но сейчас учеба – это деньги, потому и уровень подготовки, как в поговорке, «ножки – по одежке». А при СССР нас 2-3 раза в год посылали на повышение квалификации на Кавказ, в Карпаты. Кроме альпинизма и скалолазания, учили и горным лыжам, и работе под водой, причем на таком профессиональном уровне, что нынешние инструкторы спорта и дайверы «отдыхают».

-Замечательный резерв специальностей. Можно переходить в курортный бизнес, тот же дайвинг.

-Нет, то развлечение, а мы делом заняты.

-Приходилось ли встречать женщин – горных спасателей?

-Всего двоих знаю, обе ялтинки. Эльвире Тимофеевне Насоновой сейчас за 80. Она создатель и бывший начальник Ялтинского КСО, «снежный барс» в альпинизме. Это звание дается покорителю восьми пиков-«восьмитысячников». Два года назад ушла на пенсию женщина, которая долгое время была начальником турприюта на Ай-Петри. Думаю, женщина-горноспасатель – это исключение из правил. Так что это все-таки мужская профессия для молодых романтиков гор.

-Только для молодых? А вы?

-Согласен, уточняю: для молодых духом. Опыт и выносливость в горах тоже приветствуются.

Беседовал В. Садовый        

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *