Несколько дней на передовой: Их хватит, чтобы помнить всю жизнь

В прошлом номере «СВ» говорится, что ветерана, инвалида Великой Отечественной войны Кузьму Васильевича Буслаева чествовали с 90-летием не только односельчане, представители власти и лидеры общественности, но и сам Президент России В.В. Путин, приславший юбиляру поздравительное письмо.

В селе Морском Кузьму Васильевича знают и любят — Буслаев был одним из первых мастеров по установке газовых плит и баллонов. В середине 1950-х в селах района для приготовления пищи хозяйки пользовались печами, примусами, керосинками и керогазами. Газовые плиты сначала устанавливали руководителям, орденоносцам, многодетным матерям, передовым механизаторам, а уж потом остальным желающим. Очередность утверждали на общих собраниях трудовых коллективов и профсоюзов. Понятно, что мастер газового хозяйства имел в селах колхоза им. Сталина (а с 1959-го – винсовхоза «Морской») высокий авторитет…

Родился К.В. Буслаев 21 марта 1927 года в Тамбовской области, в семье сельского мастерового. В поисках лучшей жизни в 1935-м семья переехала на жительство в Запорожскую область, где была родня – в райцентр Михайловку. За месяц до начала войны Кузьма получил свидетельство об окончании семилетки и с ним поехал в Запорожье поступать на фабрично-заводское обучение (ФЗО). Его взяли учеником токаря в механический цех алюминиевого завода. Освоив за несколько смен токарный станок, Буслаев делал черновую обработку чугунных болванок для будущих снарядов и мин.

Вскоре Запорожье стало прифронтовым городом. С заводов круглосуточно эвакуировали оборудование. Через плотину ДнепроГЭС бесконечной чередой двигались автотранспорт, повозки, стада скота и толпы людей. Плотину готовили к взрыву, по всей ее длине прямо на проезжей части закладывали привезенные заряды. 18 августа 1941-го в полдень на правом берегу Днепра вдали показались два танка наступающих немецких частей. Регулировщики попытались остановить поток людей и техники, двигавшийся навстречу гибели, но тщетно. Спустя некоторое время раздался мощный взрыв, и бушующий вал высотой с пятиэтажный дом устремился из водохранилища вниз по течению Днепра к острову Хортица и далее, сметая все на своем пути. Это рукотворное цунами докатилось до Никополя (на 100 км ниже по течению). Тела погибших людей и трупы животных до глубокой осени находили даже в херсонских плавнях (за 300 км от плотины). По заключению специалистов, тогда погибло около 120 тысяч людей, были потоплены сотни речных судов, занимавшихся переправой. Кузьма Васильевич знает об этой трагедии не только по рассказам, он сам был свидетелем последствий этого потопа.

Немецкие самолеты бомбили Запорожье и его окраины. За месяц было уничтожено до 40 тысяч мирных жителей. После отгрузки цехового станочного парка малолеткам-ученикам, в их числе и Кузьме, объявили: идите по домам.

4 октября 1941-го в город вошли фашисты и начали устанавливать свой порядок. В поисках рабочей силы для восстановления производства и отправки в Германию немцы устраивали облавы. Кузьма в компании с тремя подростками решил уйти в степи и там перезимовать в скирдах соломы. Таких «беглецов» было много, местные полицаи устроили на них охоту, жгли скирды, отлавливали молодежь, а то и пристреливали на месте. Так распрощались с юной жизнью и двое друзей Кузьмы.

Два года ребята скитались по степи, ночевали в заброшенных хуторах, карьерах, плавнях, питались тем, что попадалось на бывших колхозных огородах, выпрашивали еду у сельчан, отлавливали сусликов и тушканчиков, не брезговали яйцами сорок, ворон и прочих птиц.

Сразу же после освобождения Запорожья, 14 октября 1943-го,  пришли в полевой военкомат, будучи без документов. При оформлении их добавили себе по году возраста и были зачислены в ряды т.н. трудармии. Всех ребят сначала хорошо накормили, а в конце октября пешком отправили из Михайловки под Мелитополь (за 60 км) собирать и хоронить тела солдат (и наших, и немцев). Тогда под Мелитополем за несколько дней боев полегло 2,5 тысячи советских и 1,5 тысячи вражеских солдат и офицеров. После выполнения поставленной задачи новобранцы собирали и вывозили с полей мины, снаряды, бомбы, помогали вывозить подбитые танки, пушки, автомобили. Затем выполняли аналогичную работу на Перекопском перешейке.

16 апреля 1944 года трудармейцы подошли к Севастополю. Им всем выдали автоматы ППШ с запасными дисками, патроны, гранаты, каски. За несколько дней парней наспех обучили стрельбе из автомата, метанию гранат, рукопашному бою и отправили в качестве пополнения в штурмовые роты.

7 мая в 10.30 после полуторачасовой артподготовки при массированной поддержке авиации начался генеральный штурм севастопольских укреплений противника. 9 мая к исходу дня город был в основном взят. На следующий день в Москве был дан салют в честь освобождения Севастополя. Однако небольшая группа фашистов еще отражала атаки на аэродроме на мысе Херсонес, в надежде воспользоваться авиацией и спастись. Командование предложило им сдаться, немцы отказались. 12 мая штурмовой батальон, в котором воевал Кузьма Буслаев, после артподготовки пошел в атаку и стал теснить фашистов к обрыву. Со стороны маяка прилетела мина и взорвалась неподалеку от Буслаева. Острая боль, разрывающая, как показалось, тело на куски. Затем бесконечный мрак. И чудо – прикосновение чьих-то пальцев и шепот санитарки: «Живой!»

От полученных ранений и контузии Кузьма Васильевич лечился долго. Лишь в 1948-м медкомиссия признала его годным к нестроевой службе. Буслаев пошел матросом на малый морской охотник, обслуживающий посты воздушного наблюдения (радиолокаторов тогда еще не хватало) по побережью Черного моря. Самым крайним в линии охраны был пост на острове Змеином, недалеко от устья Килийского горла Дуная. Места славились промыслом дунайской сельди – самой вкусной среди ее сородичей, как считает К.В. Буслаев. За четыре года службы он редко покидал корабль, привык к морю и полюбил его.

Демобилизовавшись в 1952-м в звании старшего матроса, Кузьма Васильевич некоторое время жил и работал в Запорожье, а затем переехал в Крым и «бросил якорь» в Морском. По привычке даже на работе носил морскую форму, а тельняшку не снимает до сих пор.

Здоровья Вам, уважаемый Кузьма Васильевич!

В.В. Цецульников

фото предоставлено автором

        

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *