Один день, которого все так ждали

Итак, традиционно – пятница, ближайшая к 27 марта – Международному дню театра. Городской Дом культуры и одно из главных событий года в  культурной жизни  Судака — премьера народного театра «Апартэ». Аншлаг – с приставными стульями и теми, кто согласен простоять весь спектакль – тоже традиционный. Могло бы претендовать на традиционность и название: «Один день из жизни города Ч.» — но стандартно встречающаяся N заменена в нем не случайно. Это  своеобразная дань почтения автору – спектакль поставлен по мотивам произведений А.П. Чехова «Предложение», «Медведь», «Юбилей». «Этого города вы не найдете на карте, но, тем не менее, каждому из вас он хорошо знаком – этот город создан им – с тонким юмором и трепетной любовью к человеку, с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и морального уродства, — поясняют «за кадром» создатели спектакля. – И люди, которые живут в этом городе – это мы с вами, только в разное время и в разных обстоятельствах».

Ах, Антон Павлович, Антон Павлович, какой же Вы умница… Наш судакский театр ставит Ваши «шутки в одном действии», написанные более столетия назад (1888, 1891), и, невзирая на исторически-временной контекст и детали, как же свежо они смотрятся… При всей легкости заявленного жанра представленные зрителю, порой отдельными штрихами, характеры –  по-прежнему актуальны и, конечно же, комичны.

Помещик Степан Степанович Чубуков (Андрей Низовцев) и его великовозрастная дочь Наталья Степановна (Ирина Карпенко) – из той породы людей, которые свою выгоду не упустят. Ну разве что ради еще большей выгоды – скажем, долгожданного и удачного замужества. Или потенциальный подкаблучник Иван Васильевич Ломов (Александр Макаров). Играющая перед собой в вечную верность – и сама себе верящая вдовушка Елена Ивановна Попова (Марина Макарова) и неожиданно молниеносно сраженный ею Григорий  Степанович Смирнов (Александр Максимюк). А какие колоритные персонажи ждут вас, уважаемый зритель, в одном из банков города Ч. … Тут тебе и любящий пустить пыль в глаза председатель правления Андрей Андреевич с говорящей фамилией Шипучин, и его бестолковая, способная кого угодно заговорить до смерти женушка (Зимфира Маштакова), и убийственно — назойливая в своей лукавой простоте просительница Мерчуткина (Галина Дыбач), и надежда и опора этого заведения, «взрывной» бухгалтер  Кузьма Николаевич Хирин (Андрей Низовцев). Именно здесь, в третьей части, комичность действия достигает кульминации.

Сюжет – он как будто и не требуется, сценическая картина складывается из отдельных самодостаточных эпизодов. Режиссер-постановщик спектакля Марина Макарова вместе с коллективом нашла удачное решение, объединив три одноактных пьесы в одну. Ну а начало сценического действа с выходом всех персонажей и отличный  живой «стоп-кадр», словно выхвативший мгновение из жизни города Ч., позволяет увязать все происходящее воедино.

Актерский ансамбль сыграл очень убедительно и слаженно. Многие сцены просто блистательны.

Трактовка образа М.Макаровой порой уходит от прямолинейной комичности, приобретая некий наивный драматизм, но тем полнокровнее выглядит ее героиня. Несколько по-иному я вижу героиню И. Карпенко, но и такая подача, наверное, имеет право на существование. З.Маштакова так вжилась в роль, что безоговорочно веришь в реальность этого персонажа. С первых секунд появления на сцене точно выверены каждая реплика, движение, взгляд неподражаемой Г.Дыбач. Но при всем восхищении прекрасными дамами хочу особо отметить мужчин. Три Александра, успешно заявившие о себе в  прошлогоднем дебюте на сцене «Апартэ», вновь покорили публику. А.Максимюк уверенно чувствует себя в диалоге и монологе. Ошеломил А.Гарничев, его Шипучин – яркий и запоминающийся, при прочтении  пьесы даже не представляла, что эту роль можно  так сыграть. А как удивительно многогранен и пластичен А.Макаров! Этому актеру  удаются и характерные роли (уже упомянутый Ломов), и почти эпизодические, как, в данном случае, лакей вдовы-помещицы Лука. Персонаж, у которого  не много слов – это зачастую труднее, чем большая роль, и здесь Александр выкладывается полностью – походка, жесты, мимика – все работает на образ.

И, наконец, о том, что премьерный спектакль можно считать творческим бенефисом вновь вернувшегося в «Апартэ» Андрея Низовцева. Это возвращение – просто фейерверк какой-то, обрушивающийся на зрителя каскадом эмоций! Две роли – два разных человека. Я даже не могу сказать, что Андрей Альбертович играет – он действительно «влезает в шкуру» своих героев и живет в предлагаемых обстоятельствах — так, что в какой-то момент на самом деле воспринимаешь его как Кузьму Николаевича Хирина.

Хочется сказать также о двух начинающих артистах «Апартэ» — Игнате Дыбаче  и Никите Домбровецком. Ребята при практическом отсутствии текста были   убедительны в роли служащих и служащих, и наверняка у них многообещающее будущее в судакском театре. Как всегда, органично вписались в общий контекст музыкальное оформление спектакля Жана Батурина, оформление сцены – Татьяны Храпач,  а неизменным спонсором  этой и всех предыдущих постановок является Геннадий Чернов.

И, конечно, мы, ожидающие от нашего любимого «Апартэ» праздника встречи с театральным искусством, вновь, в который раз, не обманулись в своих ожиданиях. За это всем, кто причастен – искреннее спасибо.

Те, кто еще не имел возможности составить свое мнение о новой работе, могут это сделать в ближайшее время, ведь повтор премьерного спектакля состоится уже в эту субботу, 8 апреля.

О.Онищенко

Фото А. Кирьякова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *