Септет знаковых смыслов

28 мая мировая общественность отметила 140-летие со дня рождения выдающегося русского поэта, переводчика, художника-пейзажиста, литературного и художественного критика М.А. Волошина (1877-1932). Хорошо известная судакчанам поэт, литературовед, инициатор-редактор ряда издательских проектов, автор антологии «У времени на юру. История Крыма в русской поэзии» Л.Н. Порубай-Корнеева приложила максимум усилий к тому, чтобы к юбилею поэта представить на суд читателей свою новую книгу «Семь сонетных прозрений о Максимилиане Волошине».

В относительно небольшой объем книги (80 стр.) автору удалось вместить глубокое литературоведческое исследование семи сонетов разных поэтов: религиозного философа, переводчика Сергея Соловьева (1885-1942), Аделаиды Герцык (1874-1925), Константина Бальмонта (1867-1942), профессора искусствознания Алексея Сидорова (1891-1978), Даниила Жуковского (1909-1938), а также наших современников – религиозного философа Владимира Микушевича и «лирика из физиков» Алексея Королева. Шесть из представленных сонетов являются посвящениями М.А. Волошину. Седьмой – А. Королева – сложнее в поверхностном прочтении, не сфокусирован на гранях личности Волошина, но, по мнению исследователя, несет массу информации о Лике Волошина, его поэтическом мире.

Вне сомнений, ценны все прозрения: о многоплановой связи творчества Волошина с античностью (С. Соловьев), потенциале непроявленных возможностей (А. Герцык), действенной верности духовным высотам жизни (К. Бальмонт), «кресте» освящения духовными смыслами истории родной страны (А. Сидоров), роли антропософских притяжений (Д. Жуковский), пророческом даре «вестничества» (В. Микушевич), коктебельском пространстве как носителе Лика (А. Королев). О многом скажут читателю и библиографические портреты авторов сонетов. Не обойден вниманием и непосредственный объект исследования – русский сонет как поэтическая форма. Сама книга, по словам автора – «лаконичный и выразительный знак художественной и философской высоты русского сонета». Очень воодушевляет и многообещающая строчка выше аннотации – «Серия «Сонет в блеске русской огранки». Значит, следует ждать новых интересных изданий.

«Как общий итог этого пристального чтения, – резюмирует свое исследование Л.Н. Порубай-Корнеева, – обозначился цельный и выразительный Лик русского поэта и мыслителя Максимилиана Волошина. Знаменательно, что – не в холодном сиянии велеречивых деклараций, а во плоти отблесков, намеков, символов, осязаемых чувственной мыслью… Такому непосредственно приближенному взору душевно-духовные особенности Максимилиана Волошина предстают настоящей симфонией смыслов, обусловленных некой глубинной заданностью его творческой судьбы…»

На встречу-презентацию, состоявшуюся 28 мая в городской библиотеке им. В.П. Рыкова, пришли, кроме «киммерийцев», культуролог С.С. Голикова, педагог, руководитель театра-студии СОШ №2 «Ника» Л.Н. Лоскот, гостья курорта из Москвы, поэт Антонина Спиридонова, другие поклонники творчества М.А. Волошина и Л.Н. Порубай-Корнеевой. Открыла встречу директор библиотеки О.А. Сологуб.

Людмила Николаевна изложила историю появления книги. Сонетную тему она разрабатывает давно, чему способствуют многие творческие контакты. Вот и знакомство с доктором филологических наук, профессором из Санкт-Петербурга Т.А. Кошемчук подтолкнуло исследовательскую работу в неожиданное русло: к юбилею Волошина готовился сборник, и Татьяна Александровна попросила Людмилу Николаевну написать обзорную статью о творчестве поэта. Результат превзошел ожидания заказчика, но такое глубокое погружение в творческие миры потребовало от Людмилы Николаевны мобилизации всех сил, нескольких месяцев затворничества и стойкости в неизбежной полемике. Ведь волошиноведение, несмотря на относительно небольшой срок существования – весьма конкурентная среда.

Обмен мнениями о книге, несмотря на то, что не все присутствующие успели ее прочесть, проходил очень живо. Масса лестных и восторженных эпитетов, кроме автора, была адресована и художнику-оформителю Артему Лоскоту, применившему в иллюстрировании графическую стилистику Дюрера.

В. Садовый    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *