«Стала родным человеком…»

22 октября в центральной городской библиотеке им. В. Рыкова состоялось мероприятие, которое директор ЦБС О.А. Сологуб во вступительном слове назвала событием в культурной жизни Судака. В этот день прошла презентация новой книги заслуженного журналиста Украины Н.Ф. Плясова «В знак оправдания моей деятельности. Антонина Ржевская (1861-1934). Жизнь и творчество».

У этого издания своя предыстория. Николай Федорович, выступив во многом в качестве первооткрывателя, занимается исследованием темы, в которой остается немало «белых пятен» — жизнь и творчество русских художниц. Результатом кропотливой исследовательской работы стала книга «Дама пишет красками. Рассказы о русских художницах», которую он представил судакским читателям в конце октября прошлого года. Уже тогда автор сообщил о намерении продолжить деятельность в этом направлении: расширить повествование о двух из восьми героинь своих очерков и напечатать отдельными изданиями. Как видим, планы получают зримое воплощение.

В начале презентации, говоря о своих детищах (а за 6 лет им написано 4 книги, затрагивающие те или иные аспекты художественного творчества),  Н.Ф. Плясов подчеркнул: «Главное, что в этих книгах есть – это действительно моя любовь к живописи, искусству, и это со мной идет по жизни уже столько лет…»  Началось увлечение еще в 1963-м, с коллекционирования художественных открыток, а  впоследствии появилось стремление и самому писать на эту тему. Причем, говорит Николай Федорович, «всегда шел таким путем, который предполагал слабое знание о предмете вообще, а мне хотелось, чтобы это знание было намного больше, эти знания могли заинтересовать кого-то, может быть, дать тот же импульс».

Вот и новая книга более подробно рассказывает о судьбе Антонины Леонардовны Ржевской (в девичестве Поповой), «второй  и последней» – художницы, которая была принята в  Товарищество передвижников. Она стала известна и даже знаменита после первой своей картины, экспонировавшейся на юбилейной XXV выставке передвижников в 1897 году, под названием «Веселая минутка». Эту работу высоко оценили современники, хорошо известна она и последующим поколениям, ее репродукция неоднократно размещалась в школьных учебниках, и даже в нашем столетии, в 2012 году, экспонировалась на выставке работ передвижников в Германии, более того, была выбрана для афиши этой выставки. Как пояснил Н.Ф. Плясов, такая популярность объясняется тем, что «Веселая минутка» своим настроением кардинально отличается от произведений других передвижников, живопись которых художник Головин назвал «пасмурной». Но о других работах А.Л. Ржевской, о ней самой до этого практически не писали. Н.Ф. Плясов восполняет этот пробел.

Кроме того, в новом издании многие факты уточнены и дополнены. На презентации автор  рассказал об архивных поисках (почти все документы, письма и т.д., с которыми он знакомился и приводит в своей книге, до этого никем не изучались); о том, как удалось (не без  привлечения дедукции) окончательно установить дату и место рождения художницы — 12 февраля 1861 г. в г.Ржев Тверской губернии, выяснить хронологию, касающуюся ее отца. Сообщил интересные моменты из жизни ее предков и членов семьи. Помогли исследователю в  поисках ныне здравствующие представители рода Ржевских (и еще одной  известной в искусстве фамилии — Ватагины) правнуки Антонины Леонардовны: Николай Евгеньевич Ватагин, талантливый скульптор и график, с которым Николай Федорович дружит уже два года, и Василий Николаевич Истратов, бывший посол России в Азербайджане, а также его супруга Татьяна, искусствовед.

«Я рекомендую вам эту книгу, которая намного полнее ранее опубликованного очерка. Попробовать взять ее в руки, почитать (автор подарил несколько экземпляров библиотеке – ред.), и я не сомневаюсь, что вы узнаете очень много нового о жизни и творчестве не только Ржевской, но и многих окружающих ее людей», — заметил Николай Федорович. В частности, в новом издании под другим ракурсом подана история Софьи Петровны Кувшинниковой, известной в Москве  тех лет любительницы живописи и художницы, ученицы и возлюбленной (на протяжении 8 лет) Исаака Левитана,  хозяйки знаменитого салона, в котором бывали знаменитые актеры, писатели, художники, о которой говорили (и обвиняли в этом писателя), что именно она выведена в качестве главной героини в рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья». Бывала у Кувшинниковой (и дружила с ней, предоставив покинутой всеми в последние годы жизни кров и стол) и Антонина Ржевская, результатом таких посещений стали написанные ею портреты знаменитых актрис Малого театра Е.К. Лешковской и Е.Д. Турчаниновой.

Н.Ф. Плясов признается: «Художница Антонина Ржевская стала для меня родным человеком, членом семьи». Тем не менее, он сообщил: «Есть ли смысл дальше работать над темой жизни и творчества художницы? Разумеется, нельзя ограничиться одной статьей, одной книгой о выдающемся человеке, тем более, сколько людей, столько и мнений. Но для меня лично все закончилось. А для тех, кто пожелает заняться в будущем исследованием жизни и творчества Антонины Ржевской – необозримое поле деятельности». Сам же писатель сейчас занят работой  о другой – первой, по его словам, русской  художнице (до нее «дамы, пишущие красками», как правило, были иностранками) — незаслуженно забытой Любови Бороздне-Стромиловой, ученице великого Карла Брюллова и знаменитого Василия Тропинина. В упоминавшемся издании 2016 года ей посвящено 35 страниц (а до этого вообще никто не писал), теперь, после работы над новыми материалами, Н.Ф. Плясов предполагает выпустить брошюру объемом около 80 страниц. Пожелаем ему успехов на этом поприще, новых находок и творческого вдохновения!

О.Онищенко

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *