«Любите ли вы театр так, как его люблю я…»

Очень символично, что нынешний год, объявленный Годом театра, является вдвойне юбилейным для народного театра «Апартэ» Судакского городского Дома культуры: он отмечает свой 20-й день рождения, кроме того, исполняется 15 лет со дня присвоения ему почётного звания: в 2004-м коллектив получил звание народного любительского, которое  не раз с успехом подтверждал, а в 2016 году при переаттестации по российскому законодательству —  народного. Руководителем «Апартэ» со дня его основания (вначале в качестве театральной студии) является Зимфира Ибрагимовна Маштакова, режиссёр театра — Марина Дмитриевна Макарова.

20 лет – много это или мало? Если считать по сценическим наработкам – много. Потому что каждый год у «Апартэ» премьера.  Причём выбор пьес и авторов для постановок впечатляет: «Ванькины именины» по сказке Мамина-Сибиряка (2000), «Формула любви» (2001), «Сильное чувство» по произведениям Ильфа и Петрова (2002), «Человек с бульвара Капуцинов» Э. Акопова (2003), «Зеркало Сен-Жермена» (2004) и «Чайка» (2005) Б. Акунина, «Театр – зеркало души» — отрывки из произведений М.Старицкого «За двумя зайцами» и М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2006), «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо (2007), «Он, она, окно, покойник» Рэя Куни (2008), «Машина времени» — юбилейный спектакль по М. Булгакову (2009), «Частные жизни» (2010) и «Неугомонный дух» (2015) Ноэля Коуарда,  «Кривые углы» А. Аверченко (2011), «Ша! Одесса имеет сказать пару слов» — по мотивам произведений одесских писателей (2012), «Очень простая история» М. Ладо (2013), «Красотка и семья» Сомерсета Моэма (2014), «Шекспир» Эльчина Эфендиева (2016), «Один день в городе Ч.» — по мотивам произведений А.Чехова (2017), «Фуршет после премьеры» В. Красногорова (2018). Кроме того, в «багаже» народного театра – множество литературно-музыкальных композиций и театрализованных постановок, которые он показывает на различных городских мероприятиях.

Судакский зритель любит «Апартэ», на его спектаклях всегда аншлаг. Известен театр и за пределами Крыма. Высокую оценку игре наших артистов и самим постановкам дают виртуальные зрители, те, кто смотрит видео-версии  по Интернету.

Сегодня мы попытались сделать своего рода «портретные зарисовки» актёров «Апартэ», воспользовавшись знаменитой формулировкой классика литературной критики В.Г. Белинского, вынесенной в сегодняшний заголовок. Были заданы и другие вопросы, но их мы решили опустить, представляя монологи героев .

Зимфира Маштакова:

-В 1999 году осенью мы собрались  в зрительном зале Дома культуры, и со дня основания наш коллектив не покидал эти стены. Мы любим  нашу камерную сцену. И все, кто за эти годы каким-либо образом был причастен – играл, рисовал, танцевал – наверное, все эти люди любят театр.

У меня эта любовь со студенческой скамьи. Когда я училась в институте, на его базе  был театр эстрадных миниатюр, в котором я участвовала, потом ходила в народный самодеятельный театр. Переехав в Судак, изначально я работала в библиотеке, и мы проводили совместные мероприятия с Домом культуры. И надо отдать должное Валентине Ивановне Мешковой (директор ДК – ред.), которая поддержала идею создания театра. Когда такая идея появилась, мы собрали творческую группу – Галя Дыбач, Олег Давыдкин, стала подтягиваться молодежь. В репетиционном процессе – мы выбрали постановку  «Ванькины именины» —  появилась Марина. Первый спектакль выпустили в марте, к Международному дню театра, и с тех пор  у нас традиция приурочивать премьеру к этой дате.

На протяжении многих лет были верны «Апартэ» Святослав Мысив, Олег Давыдкин, Андрей Низовцев, Игорь Осадчук, Николай Петрович Рогов, остаются верны и сегодня Галина Дыбач, Марина Макарова, Алексей Рогожин. В разные годы участвовали в постановках Иван Верховин, Анна Пинициди, Константин Джигалов, Екатерина Кулькова, Александр Макаров. Органично вписались в наш  коллектив ещё два Александра, Гарничев и Максимюк, Игнат Дыбач. Нашим постоянным свето- и звукооператором  был Жан Батурин, спасибо ему большое, он нам дал много дельных профессиональных советов, ему на смену пришел Владимир Усков. Художником-декоратором все эти годы является Татьяна Храпач.

Каждый год мы ставим новый спектакль, и каждый из них становится нашим любимым. Мы живём в нём, живём в этой обстановке, тратим кучу времени на подбор репертуара, музыки, декораций. Вначале вместе с Мариной подыскиваем пьесу, если найдём что-то интересное, что затронуло, понравилось, предлагаем  коллективу. Подобрать подходящий материал очень сложно, стараемся разнообразить жанры, наш любимый жанр – комедия, иногда это трагикомедия, чтобы можно было и всплакнуть, и посмеяться, и задуматься.

Есть сложности и с костюмами, т.к. материальной базы у театра практически нет. В прошлом году мы обращались за помощью в Симферопольский русский драматический театр, и они, спасибо им большое, давали в пользование свои костюмы. А так всё у нас сносится из дома. Помню, когда ставили «Красотку и семью», Марина вывезла сюда  всю свою мебель, камин, статуэтки. В разное время нам частично помогали разные спонсоры. И есть у театра добрый друг, можно сказать, меценат, Геннадий Дмитриевич Чернов, который все эти 20 лет с нами, всегда откликается и помогает всем, чем может.

И хотя ни один человек в «Апартэ» финансово не стимулируется, нет, к сожалению, такой возможности, ради общего дела, ради театра наши участники жертвуют своим отдыхом, праздниками, выходными.

Что для меня театр? Это моя отдушина, это моя любовь. Это место, где я могу самовыражаться, и я готова отдавать ему и отдаю всё своё свободное время.

Марина Макарова:

-На протяжении всей жизни я так или иначе связана с культурой, у меня два профессиональных образования, по специальности режиссёр драматического коллектива. Ещё в школе я принимала участие во всех конкурсах чтецов, а поступать решила в педучилище. Но перед экзаменом заболела и не поступила. Свободного времени оказалось много, и я пришла в наш Дом культуры, где работала Надежда Сандетова, которая создала тогда театр-студию, и в 80-м мы выпустили первый спектакль, в котором я участвовала на этой сцене (потом мы с ним ездили по сёлам). Так состоялся мой дебют здесь. Под влиянием рассказов нашего руководителя я и поступила в культпросветучилище в Волгограде. В «Апартэ» я пришла как участник, но получилось так, что взяла бразды правления в свои руки.

Для меня театр — это некая атмосфера, попадая в которую, ты живёшь какой-то другой жизнью. Когда читаешь пьесу, это одно. А когда ты начинаешь творить, начинается действо, ты уже живёшь там. Для меня это, собственно, то, чем я занимаюсь всю жизнь. И сам творческий процесс для меня гораздо важнее, чем результат.  Я тщательно подбираю музыку (музыка для меня – это отдельная тема): ложится — не ложится на нее текст, советуюсь со всеми нашими.  В своё время мы приглашали в спектакли и танцевальные коллективы, ансамбль «Синяя птица» и Анастасия Полищук нам помогали всегда, и сами мы танцевали (я имею хореографические навыки). Я получаю удовольствие, когда идёт мизансцена, когда актёры начинают по-другому говорить, по-другому ощущать, когда всё складывается как пазлы.

Наш новый спектакль – по пьесе петербургского автора Екатерины Файн (очевидно, это псевдоним) «Тонька – золотая сумка». По жанру автор прописывает её как драму, мы будем ставить как трагикомедию. Время действия – наши дни. Что предопределило наш выбор? Что в этой пьесе есть над чем подумать, над ценностями духовными, особенно нынешней молодёжи. Пьеса написана в 2016 году, она удостоена премии в области драматургии.

Этот спектакль мы готовим для подтверждения звания народного театра и на фестиваль в Алуште, надеемся также показать его в ТОК «Судак», такую возможность нам любезно предоставлял в прошлом году гендиректор здравницы М.Ю. Костоев. В планах вновь побывать  и в Кореизе, куда мы уже ездили со спектаклем в плане творческого обмена с местным народным театром «Антре» (его возглавляет моя однокурсница и подруга Елена Кравченко).

Сцена затягивает… И когда спектакль уже родился, премьера состоялась – ты выдыхаешь,  и ощущение морального удовлетворения, что ты что-то сделал, что тебе аплодирует зал —  это очень приятно.

 

Галина Дыбач:

-Когда же я пришла в «Апартэ»? Если 20 лет нам будет, значит, 20 лет назад. Я помню, Зимфира тогда начала в Доме культуры худруком работать. Валентина Ивановна предложила ей собрать молодёжь, чтобы создать театральную студию. И Зимочка попросила меня помочь, т.к. она имела тогда только филологическое образование (сейчас она  учится на режиссёра), а я окончила училище искусств по специальности «театральная режиссура» и институт культуры, и у меня уже был опыт создания молодёжного театра-студии. Я, естественно, с доброй душой откликнулась. Мы продумали с ней анкету, вступительный экзамен: басню, монолог. Много пришло молодёжи из судакского колледжа. Потом к нам присоединился Олег Давыдкин, он как раз закончил культпросветучилище (теперь это университет культуры). Мы собирались, занимались сценическим движением, этюды разыгрывали. Режиссёра как такового у нас тогда не было, Зимфира  была руководителем, потому что она всех собирала, а я начинала режиссировать первую нашу постановку «Ванькины именины»,  потом присоединилась Маринка Макарова. Т.е. это был такой у нас коллективный труд, наш пробный эксперимент.

Раньше  мы часто делали литературно-музыкальные композиции, и, помню, когда мы с Зимфирой вели одну из них, посвящённую Пушкину, у меня  как-то само собой сорвалось: в литературно-музыкальной композиции принимала участие молодежная театральная студия «Апартэ»… До этого мы долго искали название, Олег Давыдкин приносил специально словари театральные. И вот это французское слово «апарт», обозначающее в театре реплику в сторону, как-то само собой у меня из уст «выскочило». И мы решили, раз уж оно озвучено на публику, пусть остаётся.

Периодически к нам кто-то приходил, кто-то уходил, но костяк остался. Я каждый раз говорю, что сил нет и это последний мой театральный сезон – и вновь бегу на репетицию, несмотря на загруженность на работе. И так мы 20 лет держимся, и не можем без этого. Это как роды или создание чего-то: вот ты вынашивал ребенка, или лепил-лепил – и потом всё! Вот мы отыграли спектакль – и наступает опустошённость такая, она, конечно, приятная, и в то же время ты понимаешь, что она состоялась. И так каждый год, этим живём.

Я даже не представляю, как бы по-другому сложилось у меня. Дом, работа, театр,  литературный клуб «Киммерия» — всё вроде одно и то же, но из этого складывается твоя жизнь. Как человек творческий, я не люблю административную работу, поэтому театр для меня – это отдушина, можно сказать, любовь всей жизни. И я рада, что Игнат (сын – ред.), можно сказать, с молоком матери (потому что во второй постановке «Апартэ» я играла на восьмом месяце беременности) впитал эту любовь. Для эстетического, духовного, внутреннего образования  как личности это большой плюс ему, как и всем нам.

 

Алексей Рогожин:

-Театр для меня в каком-то смысле стал частью жизни. В «Апартэ» я 18 лет, со второго или третьего спектакля, хотя  Зимфира Ибрагимовна приглашала меня, ещё когда я учился в школе, а она работала в детской библиотеке. Наконец  уговорила. Правда, в эти 18 лет были перерывы, когда я не участвовал в постановках.

Самое сложное для меня  – это попасть в образ. Иногда бывают роли, когда сразу всё понимаешь, а иногда – уже после премьеры, когда идут повторы, начинаешь по-другому этот образ понимать. Обсуждаем свои роли, советуемся друг с другом, с режиссёром, хотя у нас нет такого, что как режиссёр сказал, так и будет.

Самый пик позитивных эмоций – в день спектакля. Перед спектаклем – мандраж, но он хороший такой. Волнение в любом случае присутствует, иногда за пять минут до выхода, а потом, когда шагнул на сцену – как отрезало. Иногда даже случается, что от волнения забываешь слова, приходится выкручиваться. Была ситуация, когда просто «белый лист» у меня, минутная пауза на сцене зависла. Понятно, что премьерный показ самый громкий, он  раз в год. Но бывает, что повторяем спектакль несколько раз, и каждый такой день – и до спектакля, и после – ты на подъёме.

Конечно,  участникам нашего народного любительского театра сложно найти время для репетиций, к сожалению, иногда пропускаем, и я тоже, т.к. у каждого какие-то свои занятия, работа. После премьеры у нас традиция – такой корпоративчик небольшой, мы садимся, и я говорю: всё, ребята, это был последний раз, больше не могу, устал. Потому что выкладываешься эмоционально. И всё равно – осенью звонит Зимфира, звонит Марина, и собираемся опять. Я пробовал отказаться, брал паузу – но без этого тяжело, не хватает эмоций. Хотя иногда вроде немножко времени жалко, вроде бы мог что-то, допустим, дома сделать, а я иду на репетицию. Но потом понимаешь, что если бы я не пошёл, другие, не было бы этого театра, по большому счёту. Куска жизни просто бы не было, потратил бы его впустую. А так я, кажется, какую-то пользу, может быть, приношу, потому что в городе нет театра профессионального. Вообще-то театр – это любовь на всю жизнь.

 

Александр Максимюк:

-Искусство театра меня привлекало ещё со студенчества. Но увидеть мир театра изнутри повезло, когда Марина Дмитриевна пригласила меня в «Апартэ». Вначале я просто помогал: подай, принеси, включи, выключи. А когда ставили пьесу «Шекспир», меня, так сказать, добровольно-принудительно заставили сыграть роль санитара. И после этого началось моё становление в «Апартэ» как актера.

Для меня было сложно переступить через волнение, в первый раз даже коленки дрожали: казалось бы, на репетиции всё проходили, но когда чувствуешь дыхание зала, все на тебя смотрят…  я забыл слова, хотя у меня их почти и не было. Теперь немного проще, это будет уже четвёртая моя премьера, но всё равно, думаю, будет мандраж.

Театр — это особое искусство, тут всё происходит в он-лайне, вживую, без дублей, как в кино, где можно переснять кадр. Сегодня мы сыграли так, на следующий раз получилось немного по-другому, стараемся, чтобы лучше было. Мы непрофессиональные актеры, приходим на репетиции уставшие, после работы — но потом, когда показываем конечный результат, когда закрывается занавес, и нам аплодируют, когда мы выходим на поклон и видим благодарные глаза – это дорогого стоит. Мы выступали несколько раз в прошлом году перед москвичами в ТОК «Судак», и они говорили: «Мы не ожидали, что у вас в провинциальном городе есть такой театр». Это было очень круто и очень приятно.

И хотя порой чисто физически хочется просто отдохнуть дома – спешишь на репетицию. Потому что если взялся, согласился —  пока не будет сдан спектакль, надо идти дальше. А с другой стороны, у нас не так много развлечений в городе, и что – прийти с работы и сесть перед телевизором? А тут ещё и общение, выслушаем своих коллег об их проблемах и радостях, расскажем свои – и как-то не скучно жить дальше.

У нас город маленький, многие знакомы, и когда идёшь, а тебя спрашивают, когда снова премьера – это и есть радость.

 

Александр Гарничев:

-До «Апартэ» я не был любителем театра. Но в один прекрасный день мне позвонила Зимфира Маштакова и говорит: «Как бы вы отнеслись к тому, что я вас пригласила в наш театр?» Это было в  2016-м,даже не помню, сразу согласился или через какое-то время. Первой моей ролью была роль Сталина в спектакле «Шекспир», там большая экспрессия, выплеск эмоций, нужно кричать, чуть ли не плакать порой. Дальше уже закрутилось. Конечно, первая моя премьера – это огромное удовольствие, ты его ощущаешь, ты его понимаешь, ты его запоминаешь.

Страха перед зрителем у меня не было, я  много раз выходил на сцену, со школы много пел, здесь даже на «Великом Шелковом пути» (фестиваль в Судакеред.) выступал. Плюс к этому работа в администрации в любом случае заставляет работать с аудиторией: большой зал, выступление перед депутатами – это всё создает ситуацию, в которой ты не должен волноваться. Здесь, волнение, конечно, было, но  – первые слова, и оно, по большому счёту, сходит на нет. Первый раз выбивает напрочь ощущение реальности, ты работаешь на автомате: заученные эмоции, заученные фразы выскакивают. А с каждым последующим спектаклем уже вдумчивость появляется, возможность раскрыться где-то по-новому, не растеряться на сцене, если происходит форс-мажор. Смотрел, конечно, на других участников, учился – это такой неоценимый опыт. А сейчас я уже там, внутри, я уже в этом процессе варюсь и без него, наверное, не представляю себя настоящего. Это занимает какую-то значительную часть моей жизни.

Без увлечений в жизни ты чувствуешь себя недореализовано, незавершённо, когда появляются увлечения, чувство завершённости начинает появляться. Здесь, наверное, та же ситуация. Я дополнительно реализуюсь в разных направлениях, театр — одно из них. Играя для себя в большой части, ты ещё и доставляешь удовольствие тем, кто приходит на тебя посмотреть. Мнение зрителей, пусть даже они немножко приврут, очень важно. Хотя меня многие не узнали в первом спектакле, даже было так, что только через полгода в разговоре человек об этом узнал. И я был, конечно, приятно удивлён. В прошлом году мы несколько раз сыграли свой спектакль, и всегда были хорошие отзывы и полные залы. И было приятно каждый раз ощущать это «электричество» зрителей.

 

Ирина Карпенко:

-Я сама по себе творческий человек изначально. С малых лет, и в школе, и в институте, и где бы ни работала —  я  всегда была и певица, и актриса, и ведущая,  во всевозможных театрализованных постановках участвовала. В Судаке мне всегда не хватало возможностей для раскрытия этого потенциала творческого, для самореализации. И я очень часто через своих подруг, которые общались с Мариной Макаровой, спрашивала: нельзя ли как-то попасть в «Апартэ»? Поэтому когда мне предложили роль, я была на седьмом небе от счастья, потому что так хотелось проявить себя в творчестве, хоть в какой-то, хоть в маленькой роли. Я очень рада и счастлива, что попала в этот театр. Коллектив мне очень нравится, потому что все люди творческие, сконцентрированные на искусстве, и все умеют друг другу помогать, всегда подскажут, поправят, как лучше сыграть. Атмосфера очень располагающая, вдохновляющая,  я всегда бегу на репетиции.

Раньше я думала: почему у «Апартэ» только один спектакль в год? И ещё мне казалось, что я такая актриса непревзойдённая (Ирина улыбается – ред.), а когда я попала в эту «кухню», поняла, что это адский труд, и что мне нужно очень многому учиться. Мне казалось: что там? Я выйду вот так – трам-там-там. А оказалось, не всё так легко и просто. Я думала: сыграла бы так – а режиссёр мне говорит: надо вот так.  Надо перестраиваться и видеть по-другому роль. И пусть репетиции забирают много времени, три-четыре раза в неделю, а то и каждый день, но без этого пусто. В прошлом году я не была занята в спектакле, и мне так недоставало этих эмоций. Я этим живу, для меня это наслаждение. Я рада сыграть даже самую маленькую роль, даже когда она просто сказать «да»-«нет». И, конечно, хотелось бы когда-нибудь сыграть одну из  главных ролей. Для меня участие в «Апартэ» — это вторая жизнь.

 

Игнат Дыбач:

-Я с самого раннего детства нахожусь здесь, практически не было ни одного спектакля, на репетициях которого я бы не был. Доходило иногда до того, что сидя в зале, когда мама репетировала после того, как забрала меня из детсада, подсказывал текст, который я уже успел запомнить, пока его учили актеры. И уже в третий раз выйду на сцену в спектакле в качестве актера.

Театр – это искусство, посредством которого можно выразить себя, играя какую-либо роль. Это искусство отличается тем, что ты можешь примерить практически любой образ и тем самым пережить фрагмент жизни другого человека. Можно быть им и открывать новые черты в себе благодаря новым ролям.

Вот такие они, преданные любимому театру люди, объединенные служением искусству, которое поднимает над суетой и обыденностью жизни, и которое они с радостью дарят нам, зрителям. Поздравляем «Апартэ» с Международным днём театра, желаем в юбилейный год новых успехов! И с завтрашней премьерой всех нас!    

   

Актеров представляла Ольга Онищенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *