Дню учителя посвящается. «Мы меняем и учим их, а они меняют и учат нас» — Светлана Ивановна Рыбак

Светлана Ивановна Рыбак — заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Солнечнодолинская средняя общеобразовательная  школа» городского округа Судак, преподаватель начальных классов. Более 10-ти лет она как связующее звено помогает найти точки соприкосновения между учениками, учителями и руководством школы, и, несмотря на то, что это ей отлично удаётся, мечтает вновь вести уроки в начальных классах. В преддверии профессионального праздника о том, что важно в профессии учителя, какой сейчас современный ученик и каким, на её взгляд, должен быть педагог – об этом подробнее в нашем интервью.

— Что привело Вас в педагогику?

— В школе обожала литературу, мечтала стать филологом. Папа – военный, мамина профессия тоже далека от школы. Профессию я выбрала сама. В 1990 году закончила Лиепайский пединститут по специальности «педагогика и методология начального обучения». Обстоятельства сложились так, что переехала в Солнечную Долину, на родину мужа. С 2000 года начала преподавать в начальных классах. Более 10 лет – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

— Что значит для Вас быть учителем, это трудная профессия?

— В нашем быстро меняющемся мире человеку, особенно молодому, порой сложно найти опору. И учитель призван открывать детям вечные нравственные ценности, чтобы ребёнок мог рассматривать себя в их свете.

И поэтому  соглашусь, что профессия эта действительно трудная, но очень интересная. Я очень люблю то, что делаю. Моё сердце всегда открыто для тех, кому  несу свои знания, кого учу быть творческими личностями. Быть учителем – большая ответственность. Это одна из самых значимых и благородных профессий.

Учитель — это и нервная профессия, если ты её выбрал, то она полностью поглощает тебя, а иначе не нужно идти работать в школу. Либо так, либо никак. Учитель должен быть учителем во всём, он не просто способен выбрать эффективную модель воспитания и обучения и реализовать её на практике, но он сам постоянно совершенствуется.

Меня так учили, и по-другому не могу, если выкладываюсь, то до последнего. Но без любви и уважения, признания личного достоинства и свободы в нашей профессии просто невозможно.

-Что привлекает в Вашей профессии?

— Это профессия очень затягивает. Прежде всего — отдача, и я нахожу её в детях. Я учитель начальных классов, и, к сожалению, не работаю по своему профилю, моя деятельность связана со всей школой, детьми, педагогами. Учительская профессия держит тебя в тонусе, ты общаешься, вместе с ними и молодеешь, и растёшь, и развиваешься, и не стоишь на месте. Благодаря профессии я нахожу общий язык с моими детьми, если бы работала в другой сфере, наверное, было бы по-другому.

— На Ваш взгляд, каким должен быть современный учитель?

Современный учитель – прежде всего молодой, креативный, самодостаточный. Сейчас необходимо, чтобы желание научить учиться рвалось из сердца и души, чтобы дети видели перед собой человека, который может многое дать, и они воспринимали это.

В нашей школе мы молодых учителей холим и лелеем. Самое главное – чтобы молодые специалисты шли в школу, хотели преподавать. Учитель – это очень хорошая профессия, в ней можно себя реализовать в разных качествах, выразить себя. А какая отдача при этом от детей, если они тебя приняли, и нашёл с ними общий язык!  Например, смотрю на своих коллег, с которыми проработала почти 20 лет, мне кажется, они не меняются, они всегда молодые. Дети дают хорошую энергию. Мы им, а они нам — и это взаимосвязано. Я за то, чтобы молодые шли в эту профессию, здесь можно развиваться, реализовать себя, да и ещё при этом получать достойную зарплату. Учитель – отличный старт для творческих людей.

— Мы с Вами уже много говорили о том, каким должен быть учитель. А теперь интересно было бы узнать, каков облик современного ученика в Вашем представлении?
— На мой взгляд, современному ученику нужно учиться делать свой выбор. Осознанно понимать, ради чего он учится, зачем сейчас ему это. Сегодня  у нас в образовании много внедрено элементов профильности. Но подчас дети не очень разумно делают выбор, потому что родители так сказали, потому что есть желание учиться в таком-то направлении. Но они до конца не понимают, что им предстоит, хватает ли им способностей, возможностей и желания продолжать дальше. Казалось бы, дети сейчас разумные и прагматичные, но они не умеют делать выбор. Они живут в каком-то придуманном мире, зачастую гламурном, который формирует наше телевидение и социальные сети. Современный ученик должен уметь разбираться в себе, понимать, «что именно ему нужно», и строить путь свой, своего профессионального роста и судьбы.

— Не закрадывалась ли мысль: если начать всё сначала, хотелось бы сменить профессию?

Нет, не сменила бы. Может, поменяла бы направление, но работать с детьми осталась. Я бы выбрала другой факультет, как я хотела изначально быть учителем русского языка и литературы. Мне очень нравятся эти два предмета. Мечтаю ещё поработать учителем. Нельзя забывать, что в поступках учителя в равной мере лежат расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью материала, но и организует работу по развитию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.

У нас в школе урок не кончается после звонка. Элективные курсы, предметные недели с конкурсами, олимпиадами, проектами – всё это приучает школьников к самостоятельному мышлению, знакомит с именами выдающихся деятелей, писателей, поэтов, которые остаются за рамками школьной программы. Высокая награда для учителя – дети, видеть их развитие, становление, взросление.  Мы меняем и учим их, а они меняют и учат нас – в этом, наверное, и заключается наше профессиональное счастье.

                                                                                             Марина Урникеня

Фото из личного архива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *