Без малого полвека за учительским столом – что может сравниться по значимости и сложности с этим? Труд педагога – это не только его судьба, но и сотни детских судеб, которые проходят через его класс и его душу.
47 (!) лет педагогического стажа у учителя начальных классов второй городской школы Татьяны Анатольевны Холодовой. И 43 года отдано ею именно этому учебному заведению. Из ветеранов школы она одна такая, как сама шутит, «столько не живут».
Мы беседуем с Татьяной Анатольевной в кабинете, из которого выпорхнуло не одно поколение повзрослевших малышей и в котором она вновь и вновь встречает своих учеников.
-Вот сколько существует эта школа, столько я в ней работаю, с самого начала, с первого дня её образования — 15 августа 1976 года, — говорит Татьяна Анатольевна
—Не было желания выдохнуть-передохнуть?
-Никогда. Училище окончила — надо, институт – надо, с классом коррекции – надо, с классом гимназии – надо, с украинским классом – надо, сейчас по российской программе – надо. И поэтому не понимаешь: устал ты – не устал – есть это слово – «надо». Стоять на месте некогда. В школе постоянно всё обновляется: пособия, учебники, программа новая вся. Сейчас, видите, в каждом классе мультимедийные доски, компьютеры. Первым делом прихожу – раз, включила мультимедийную доску, видео-урок по окружающему миру или вот сегодня у нас в первом классе была буква О, пожалуйста – видео-урок, 8-10 минут, всё в игровой форме. Кто бы знал раньше, что с такой техникой будем работать.
И при этом учитель Холодова всегда была – и есть – «на переднем краю», в том смысле, что не останавливается на достигнутом, изучает и применяет передовые педагогические технологии, методики воспитания и обучения. Неоднократные курсы повышения квалификации, различные семинары – настоящий педагог сам всю жизнь продолжает учиться. О том, насколько серьёзно подходит к этому вопросу Татьяна Анатольевна, свидетельствует её внушительного объёма портфолио с многочисленными дипломами и сертификатами. А профессиональные достижения в прежние времена не раз подтверждались званиями «старший учитель» и «учитель-методист», также она была награждена благодарностью председателя ВР АРК (2010 г.) и удостоена почётного звания «Заслуженный работник образования АРК» (2012 г.). Ну а в настоящее время, в соответствии с российским законодательством,
является учителем высшей категории.
—Скажите, выбор профессии – это было чьё-то влияние или педагогика привлекла сразу?
-Во-первых, я очень успешно училась сама в школе, без трудностей, никогда даже не задумывалась, что можно что-то не понимать, что-то не уметь или там 50 ошибок наделать – у меня не было таких проблем, — улыбается Татьяна Анатольевна. – Поэтому школу я любила с детства, ну вот так и осталась. А влияние если и было какое-то, то на подсознательном уровне: моей первой учительницей в судакской первой школе была Анна Герасимовна Чеснокова, которая, конечно, мне нравилась. После школы я окончила ялтинское педучилище, затем Херсонский педагогический институт им.Крупской.
—Помните свой первый урок?
-Я помню свой первый урок в базовой школе. У нас при училище была базовая школа, и там мы все практиковались. Сначала нам показывали уроки наши учителя-методисты, потом учителя этих классов, и раз в неделю мы сами давали уроки. Вот их я помню. У меня первый урок был в 3 классе, математика. И с тех пор я люблю математику…
Очень хорошо помню свою практику, которую проходила в ялтинской школе. Дня три я сидела на уроках у учительницы-наставницы, а потом она заболела воспалением лёгких и вышла на работу только к концу второго месяца. И всё это время я вела уроки. Завуч заглядывает в класс и тихо так: «Как у тебя дела?» А я даже не поняла, кто там стоит, говорю: «Да нормально». Потом выхожу, рядом с завучем учительница из соседнего класса. «Чуть что – спрашивай у неё, — говорит завуч. – А ты следи за ней», — и ушла. И всё. За работу на практике мне профсоюз школы подарил духи: такой утончённый флакон в белой высокой коробке, с золотой крышкой. Раньше в основном такие маленькие пробники продавались, а это были первые настоящие духи в моей жизни! Название не помню, но очень красивые.
Можно лишь представить, сколько за все годы было у Татьяны Анатольевны уроков, сколько классов выпустила она из начальной школы…
—Были ли среди них самые любимые? – интересуюсь я.
-Пока учишь их, они все любимые. Каждый следующий – сначала что-то не то, период такой знакомства. А потом они все очень любимые.
—Правда ли, что те классы, которые сложнее в поведении или с успеваемостью – они как-то дороже для учителя?
-Знаете (вздыхает Татьяна Анатольевна), вот какие дороже – какие не дороже? У меня классы коррекции были, где очень слабенькие дети, их там всего 12 человек. Когда их научила, и уже стали читать, писать – и они мне были хорошие.
—То есть все дороги?
-Ну а как же? Прирастаешь потом к детям. Вот когда говорят, что, допустим, более жёсткий стал со временем – я за собой этого не замечаю, я как любила с первых лет работы, так и сейчас. Но я всегда понимала: если нет дисциплины в классе, не будет никакого обучения, никаких результатов. Это моё убеждение всю жизнь.
—Что Вам больше всего нравится в работе педагога?
-Да я вообще себя без школы не представляю! Ну, не знаю, что мне нравится, не знаю… Но без школы себя не представляю! И знаете, ловлю себя на том, что смотрю на мир детскими глазами.
— Главное для учителя, по Вашему мнению…
-Как бы банально ни звучало – любить школу. Всё остальное приложится.
—А кто не может работать в школе?
-Кто сам не любил учиться, у кого не получалось.
—Значит, троечник не может стать учителем?
-Ну почему? Если он ходил в школу с удовольствием, старался, у него к школе нет такого – что развернулся и пошёл… Но случайных людей в школе не должно быть.
У нас очень хорошие молодые учителя работают. Очень добросовестные, и всегда готовы поделиться своими знаниями. Нам ведь, старшему поколению, тоже есть чему у них поучиться. Допустим, обратилась я к молодой учительнице по программе «Умелые руки» – «Я Вам вышлю». Прихожу вечером – у меня всё на почте. Конечно, переделываешь что-то, но и опыт других используешь. Во многом заслуга администрации в том, что в начальной школе такой сплочённый коллектив единомышленников.
—Тем не менее, молодые кадры не спешат работать по специальности после вуза.
-Да, учителей сейчас не хватает, несколько коллег у нас в начальной школе работают на двух классах в две смены. Мне кажется, если бы предоставляли жильё молодым педагогам, они охотнее шли бы в школу. А так зарплата не позволяет скопить на квартиру. Но дело ещё и в том, что ничего не делается, чтобы поднять престиж профессии учителя: нет ни фильмов, чтоб с положительной стороны её представить, ни в СМИ не пишут в позитивном ключе. Если что и покажут по телевидению, то скандал какой-то. Конечно, я согласна, что нужно освещать такие ситуации – но и что-то хорошее тоже надо показывать. Поддержка должна быть больше общественная.
—А среди ваших учеников есть те, кто избрал учительскую стезю?
-В Судаке в отделе образования работает Дуженко Валерий Петрович – мой ученик. Васильева Елена Александровна, учитель начальных классов нашей школы, проходила у меня практику, когда училась в Тульском пединституте. Успешно работает, мне нравится.
—Первую учительницу помнят всю жизнь, потому что для младших школьников это вторая мама. Наверняка и у Вас случаются такие встречи?
-Я их не узнаю, ведь первым моим ученикам уже по 54 года, им было 7, когда я пришла к ним девятнадцатилетней. Поэтому они представляются при встрече. Идёшь так по Симферополю – и сзади тебя вдруг обнимает какой-то мужчина и говорит: «Татьяна Анатольевна!» — Я спрашиваю: «Ещё узнаваема?» — «Конечно!» Или: «Здравствуйте!» — вот так глаза поднимаешь, смотришь рассеянно, представляется: «Эдик Алёхов!» Стою на остановке, подходит женщина и говорит: «Терехова Женя!» У них макияж, другие причёски, чем были, скажем, 15 лет назад, они понимают, что совсем не похожи на тех маленьких детей, поэтому называют себя.
—Те, кто ещё учится в старших классах, тоже наверняка к Вам приходят.
-В прошлом году выпускался очень хороший 11-й класс. Когда они были в первом, у нас была в классе копилка, туда бросали записочки с пожеланиями, когда они научились писать, тетради их первые. Эта копилка 11 лет у меня стояла. И на следующий день после последнего звонка они договорились, пришли в наш класс, мы открыли копилку, перечитали, повспоминали, пообщались. Девочки, которые не сразу с ними начали учиться, даже позавидовали: ой, как у вас было интересно. Хорошие дети, хорошие.
—У Вас всегда самые хорошие дети, Татьяна Анатольевна, потому что Вы их такими делаете, — к нашей беседе присоединяется Любовь Александровна Говоруха. – Я уже больше 20 лет работаю с Татьяной Анатольевной в одном кабинете, — продолжает она, — и должна сказать, что сейчас таких педагогов мало. Как она умеет найти подход к каждому ребёнку, какие знания даёт… Есть люди, которые сами знают, а донести не могут, а у Татьяны Анатольевны всё сочетается: и сама очень грамотная, и научить может.. И с коллегами отношения замечательные, всегда подскажет, всегда поможет, у неё прекрасные душевные качества. Уникальный, открытый, мудрый человек, Учитель с большой буквы.
Такая высокая оценка со стороны коллеги дорогого стоит. Желаем Татьяне Анатольевне и всем педагогам новых успехов и достижений в их нелёгком, но таком архиважном и нужном деле. С праздником!
Беседовала О. Онищенко
Фото автора и из архива учителя