Памяти игумена Никона. Он был нашей совестью…

Дата 4 ноября вновь и вновь вызывает у православных нашего города смешанные чувства: радость праздника Казанской иконы Божией Матери и светлую печаль о безвременно оставившем своих духовных чад игумене Никоне, настоятеле Свято-Покровского храма Судака и наместнике Кизилташского Свято-Стефано-Сурожского монастыря. Трагическая гибель батюшки в ноябре 2015-го всколыхнула душу каждого, заставила не только скорбеть, но и попытаться взглянуть на себя: так ли я живу, как учил всей своей подвижнической жизнью игумен Никон?

Безраздельно посвятивший себя служению Богу, а значит, Истине, он был верен Христовым заповедям во всём. И его заслуги в общественном служении ещё не оценены в полной мере. Зримыми результатами деятельности игумена Никона стали восстановленные и вновь построенные в регионе храмы, возрождение из небытия древней Кизилташской обители, создание просветительского центра «Святая Русь» с богатейшим собранием духовной литературы, фильмов и аудиозаписей, вновь возведенная на историческом месте колокольня Свято-Покровского храма. Он занимался исследованием истории Православия в Крыму, выступал на научных конференциях. А в памяти прихожан Покровского храма до сих пор живы проводившиеся игуменом Никоном занятия в воскресной школе, праздники и конкурсы для учащихся и учителей и, конечно, его глубокие пламенные проповеди, проникнутые искренней верой и желанием помочь каждому прийти к ней. Заповеди Божьей «возлюби ближнего своего, как самого себя» батюшка следовал неукоснительно.

Значимость священника в духовном окормлении паствы измеряется не только его делами, но и тем, какой след оставил он в сердцах духовных чад. Об игумене Никоне все говорят с большой любовью, благодарностью  и уважением – о его доброте и строгости, милосердии и требовательности, мудрости и прозорливости.

АСКЛИАДА: Особенно сейчас, по прошествии времени, когда можно сравнить, кто есть кто, понимаешь, что в лице отца Никона мы потеряли подвижника. Это был истинный монах, настоящий, больше таких я не видела. Чисто человеческие качества прекрасные ему были присущи, он был настолько справедливый, такой милосердный, сострадательный батюшка, такой понимающий, к нему можно было обратиться с любым вопросом, никогда он тебя не отправил, чтобы ты не получил ответ, как делают многие – отправляют, и всё, разбирайтесь сами. Отец Никон всегда отвечал на твой вопрос.

КРИСТИНА: На мой взгляд, отец Никон  был человек очень правильный, и правильной жизни, он не давал спуску себе и нас всех вёл за собой, он всех учил, как нужно жить – не так, как мы хотим, по своим желаниям, а как должно быть. Все проповеди  у него были связаны с тем, чтобы привести нас ко Христу, чтобы научить нас. Где-то он, может быть, резко говорил, но он не терпел расхлябанности в своей жизни, и этому же учил прихожан Покровского храма. И его люди любили, потому что это было правильно, это было праведно, это было по-Божьему, и справедливо было всегда. Он обличал, но обличал правильно, люди это чувствовали и за ним шли. Он вёл за собой. И его любят и помнят, каждая записочка о поминовении начинается его именем.

Игумен Никон был столпом православия в нашем регионе. За ним тянулись и прихожане, и батюшки, все его любили, все уважали.

ТАТЬЯНА: Игумен Никон был для меня настоящим духовным отцом, несмотря на то, что по возрасту годился мне в сыновья. На исповеди я всегда старалась подойти в конце, чтобы высказать всё, что меня беспокоит. Он не просто исповедовал, но и отвечал на вопросы, если надо было более детально объяснить, вёл в библиотеку, советовал, какие книги, наставления святых отцов почитать о том, что меня волнует. После того, как  в 2015-м случилась эта беда, я осиротела, не к кому стало обратиться за советом. Долго думала, не знала, куда, в какой храм пойти, целый месяц. И батюшка мне приснился, как будто он пришёл ко мне домой меня исповедовать. Как будто хотел сказать: это ж сколько сидеть можно, никуда не идти. Так что игумен Никон не оставляет нас своим попечением, упокой, Господи, его светлую душу!

ВАЛЕНТИН: Я батюшку много лет возил на своём «Москвиче». Человек он хороший очень был, строгий, но справедливый, не заискивал ни перед кем, а прямо всё говорил. Ездили мы в Симферополь к Владыке Лазарю, по дороге заезжали к маме о.Никона, он очень уважительно к ней относился. Мама больная была, он за неё молился всё. Батюшка очень добрый был: вот умерла у моего друга жена, мы с батюшкой к нему поехали, он целый пакет денег на похороны дал. Помогал людям. Кто чего в бедности попросит – он всем помогал. Книжечки вот эти – помянники – все подавали, и он читал, а приедет кто из священников, и ему давал читать, и всех поминали. А потом он вёл кружок для детей, самолёты делали, дети довольны были. А праздник Покрова какой он устроил в городском саду, когда Владыка Платон приезжал… Я очень доволен, что знал такого батюшку, такого человека, его весь Судак любил.

АЛЛА: Батюшка Никон был очень отзывчивый, такой светлый, Человек с большой буквы. Мне он очень помог в жизни, помог и советом, и наставлением, и делом, и благословением своим. Я до сих пор скорблю о нём и поминаю ежедневно в молитвах своих утром и вечером, и сейчас чувствую его помощь.

Очень интересно он рассказывал в воскресной школе – всё было поучительно и ярко. Он хотел, чтобы люди менялись в лучшую сторону, говорил, что можно и двадцать лет в храм ходить – и не измениться, а нужно менять свою жизнь, к Богу идти. И своим личным примером сплачивал людей.

СВЕТЛАНА: Это такая память об игумене Никоне, что без слёз говорить нельзя. Вспоминаешь всегда, что он был очень добрый, справедливый, со всеми вопросами можно было к нему обратиться – и он чётко отвечал на них. А мы когда шли на исповедь к нему, готовились очень скрупулёзно: что ответить, как ответить… Помню, батюшка говорил: «Что вы на тротуаре молитесь, зайдите на территорию храма, перекреститесь, как положено. А то пробегает, на машине едет – перекрестился, и считаете, что это нормально». И я так и стала делать, захожу в церковный двор, становлюсь и крещусь три раза.

НАТАЛЬЯ: Я вспоминаю батюшку постоянно. Потому что бывает, читаешь  – что-то тебе непонятно. Ты стоишь и думаешь: как вот это, я это не пойму… И ответы на все свои вопросы я слышала у игумена Никона на проповеди. Это вообще уникально просто. Я всегда думала: откуда он узнал, что я об этом хочу спросить? Как-то мы были в Кизилташском монастыре на литургии, потом проповедь его. И он говорит: вот вы исповедались, не грешите, старайтесь хорошей жизнью жить. А я так стою, смотрю, монахи ходят, и думаю: хорошо им здесь, вот они не грешат. И вдруг слышу – батюшка говорит: «Не думайте, что монахи не грешат, они грешат ещё больше вас». Я вообще чуть не упала – ну вот откуда он знал мои мысли…  Я не могу его забыть. И мне так жаль, что многое не успела ему сказать, спросить…

НАДЕЖДА: Та школа, что мы получили у батюшки Никона, конечно, останется у нас навсегда в памяти, мы всё время ссылаемся на него. Потому что таких священнослужителей, наверное, единицы остались, просто единицы, если они ещё есть – по пунктуальности, по справедливости, по доброте… Никогда не откажет, ответит на твой вопрос, как бы ни был занят. Даже то, что его весь город хоронил… Я не видела ни одного из чиновников или значимых по должности людей, чтобы кого-то провожал в последний путь весь город. Это о чём говорит? Даже те, кто в церковь не ходит, его провожали.

В двух-трёх словах об игумене Никоне не скажешь. Но, наверное, ни об одном человеке в Судаке так не помнят, как о батюшке Никоне – ни об одном! И по заслугам!

Сколько людей ему благодарны – мы не знаем, он никогда не озвучивал, когда помощь оказывал. Один мужчина рассказывал: «У меня была сложная ситуация, попросил: помогите, батюшка, потом я отдам деньги. И он дал, операция была у жены. Я прихожу возвращать, а батюшка сказал: «Вам дали, Вам помогло – и слава Богу!» То есть бескорыстный человек был, если была возможность, вообще не отказывал никому.

А все  торжественные мероприятия, которые в городе проводились и которые он с такой любовью организовывал  – шёл народ на эти праздники, не надо было никого призывать. А как он вёл воскресную школу! И для взрослых, и для детей – нет этого теперь, всё разрушено. И авиамоделями с детками занимался – когда он находил на всё время? – я просто поражаюсь. Сколько счастья было у детей, что батюшка с ними занимается!  В школы ходил, с учениками встречался. В больницу приходил к пациентам, никому не отказывал. Рассказывал: «Приду в больницу, а мне говорят: что, кто-то умирает? Ну почему такие понятия?  Я пришёл, чтоб жили, а не умирали».

А ещё он был настолько справедливым,  редкой порядочности. Он никогда не лукавил, он всё говорил, как есть. Приезжали сюда гости, приходили к Причастию без подготовки – «мы из Москвы, из Питера». Батюшка говорит: «Пришли – будьте добры, готовьтесь. А нет – я бы предложил поменять местами: с периферии туда отправлять, а вас сюда, чтобы вы на землю спустились и знали, что вы идёте к Богу!»

Батюшка отстаивал веру православную, шёл на любые дискуссионные встречи с сектантами, которые тут были, объяснял, листовки по  городу были развешаны с разъяснениями об опасности сект. Горячо выступал за нравственность, чтобы не ходили по городу оголённые люди.

Ещё его отличала поразительная скромность. Настолько искренне он не любил какие-то почести, помпезность. Не любил, чтобы его поздравляли. Подходишь к нему: «Батюшка, с днём Ангела! (или с днём рождения) – Спасибо, проходите быстрее!» Он имел возможность менять облачение, которое положено – но! Он этого не делал. Он был монах. Настоящий.

Когда мы слышим сейчас, чтобы большой приход помог малым храмам? А он всегда напоминал: надо поддержать, там священникам тяжело, и мы ездили в сельские храмы. Что это? Щедрость души.

СВЕТЛАНА: Лично для меня и для нашей семьи отец Никон был единственным, неповторимым, незаменимым – как вот родитель – его никогда не заменишь, так вот и духовный отец. Он настоящий духовный отец, таких мало. Благодаря тому, что он был в нашей жизни, мои сыновья стали священниками, причем отца Владимира как будто  отец Никон водит с небес, он постоянно оказывается в тех местах, где был отец Никон. Сейчас он является  настоятелем храма Всех Святых в Симферополе – того, где отец Никон начинал к вере приходить:  ходил туда мальчиком, курсантом,  и уже священником приходил в этот храм, чем-то там помогал.  Когда мы об этом узнали, просто дух перехватило, т.е. незримо он нас ведёт и до сих пор.

Прошло уже четыре года после смерти батюшки, но всё равно на мир смотришь теми глазами: а как бы на это отреагировал отец Никон, а что бы он сказал? Что-то сделаешь такое, готовишься к исповеди – думаешь, как бы ты сказал об этом отцу Никону. Потому что он был нашей совестью. И, конечно, то, что он от нас ушёл – это великая потеря не только для нашей семьи – наверное, и для всего города.

Я как педагог начинала духовно-нравственную работу с его благословения. Он очень мечтал, чтобы была большая воскресная школа, чтобы работа велась широко, глубоко, чтобы о ней слышно было, чтобы она миссионерское направление имела, потому что, глядя на нас, подтягивались другие дети. Собственно, он этого добился, у нас была большая воскресная школа – не для «птички», не для «галочки» — воскресная школа существовала, дети ездили по святым местам, дети принимали участие в концертах, конкурсах. Сейчас всё заглохло – увы, и ах! Поэтому я с удовольствием продолжаю эту работу духовно-нравственную, и мне, конечно, очень жаль, что батюшки нет, некому оценить всё по достоинству. Но я знаю, что он всех нас видит с небес и благословляет. И мы просто на сто процентов уверены, что его труды, его пребывание в нашем городе – почти двадцатилетнее – не остались забыты, люди его вспоминают, люди продолжают начатое ещё при нём дело. И я думаю, что оно не заглохнет, потому что такие дела не утихают, просто так никогда ничего не бывает.

ЕВА: Я родилась в 2011 году, и в этом же году меня крестили. Крестил меня игумен Никон. Самый добрый, но строгий, мудрый и человечный настоятель. Я его вспоминаю с особой теплотой, его проповеди и наставления. Окна моего класса в школе смотрят на храм. Звонят колокола, идут в храм прихожане, жизнь продолжается. Светлая Вам память, батюшка!

 Четвёртый год мы говорим и вспоминаем о нашем дорогом батюшке в прошедшем времени, но знаем: он по-прежнему с нами, и в небесных обителях молится о всех. А мы всегда будем помнить и молиться об игумене Никоне, истинном воине Христовом, он всегда будет для нас примером  высокой нравственности и глубокой веры.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *