Главная функция прокуратуры – защищать интересы граждан и государства

12 января Россия отмечает День работников прокуратуры. Праздник был учреждён в 1995 году. Дата была выбрана не случайно. 298 лет назад, в такой же январский день 1722 года Петр Великий подписал указ о назначении генерального прокурора. Эта дата и считается днем ​​рождения прокуратуры.

Накануне профессионального праздника, редактор городского издания отправилась в гости, можно сказать, к коллегам — в прокуратуру Судака.  Почему к коллегам, спросите вы? Да потому что в газету, как и в прокуратуру,  идут люди со своими бедами и жалобами в надежде на помощь и восстановление справедливости.

Александр Жеребцов, исполняющий обязанности прокурора города Судака, встретил меня в своем кабинете в здании прокуратуры города на улице Яблоневой. Строгая рабочая обстановка настраивала на серьёзный разговор, поэтому наша беседа началась с не менее серьёзного вопроса.

— Александр Николаевич, многие службы и ведомства подводят итоги в начале года наступившего. Давайте это сделает на страницах нашей газеты и прокуратура города.  Какие меры принимались вашим ведомством, дабы обеспечить соблюдение законности на территории городского округа Судак?

— Основное внимание мы сосредоточили на вопросах координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В 2017-2018 годах рост числа регистрируемых преступлений и низкий показатель их раскрываемости вызывал серьёзную озабоченность у работников прокуратуры города. В 2019 году мы эти тенденции изменили. Благодаря совместной работе с отделом внутренних дел, отделом ФСБ, при содействии органов местного самоуправления мы не допустили существенного роста зарегистрированных преступлений, и при этом раскрыто больше преступлений и установлено лиц, совершивших эти преступления. В этом году на территории города было зарегистрировано два убийства. Оба преступления раскрыты. Одно дело направлено в суд для рассмотрения по существу, второе находится в стадии расследования, на данном этапе проводится экспертиза психического состояния лица, причастного к преступлению.

Вместе с тем остаются проблемы, которые вызывают у нас тревогу и заставляют напряженно трудиться и в 2020 году. Первое, на что хотелось бы обратить внимание — это традиционно высокое число преступлений, совершаемых в общественных местах. В течение 2019 года у нас было зарегистрировано 13 фактов грабежей. К сожалению, многие из них остались нераскрытыми. Совместно с сотрудниками отдела полиции был проведен анализ мест, где совершаются такие преступления, и цель этого года — создать зоны безопасности, чтобы таких преступлений становилось как можно меньше. К созданным зонам безопасности мы планируем максимально привлечь полицейские патрули, а также установить стационарные посты, позволяющие проводить патрулирование на постоянной основе. И, конечно, Судаку необходима система «Безопасный город». Да, это финансово затратный вопрос, но решать его необходимо. Чем быстрее мы запустим эту систему, тем проще будет работать. В качестве примера я могу привести уголовное дело, которое было раскрыто именно сотрудниками полиции Судака. На территории ряда городов Республики Крым (Симферополь, Севастополь, Керчь) была целая серия хищений денежных средств из терминалов оплаты. Несколько эпизодов было совершенно и в Судаке. Так вот, эти преступления были раскрыты, а личности преступников установлены благодаря видеозаписям, которые в ходе расследования использовали полицейские Судака. На данный момент дело рассмотрено Судакским городским судом, решение вынесено, и приговор вступил в законную силу.

— Специфика курортного региона, она накладывает свой отпечаток. Когда больше совершается преступлений: летом или зимой?

— Я скажу так: прокуратуре несладко и летом, и зимой. Работы всегда много, независимо от времени года. Конечно, больше преступлений регистрируется летом, и это понятно, потому что численность людей в городе увеличивается многократно. Кроме того, в регион специально съезжаются  те, кто занимается преступным промыслом в отношении не только местных жителей, но и туристов, приезжающих к нам на отдых.  

— В каких сферах прокуратурой города выявлено больше всего нарушений?

— Традиционно более половины нарушений, выявленных прокуратурой города, — это нарушения прав граждан. В первую очередь трудовых прав. Могу констатировать приятный факт: у нас нет предприятий-должников по заработной плате. Но, тем не менее, мы сталкиваемся с тем, что работодатели нарушают закон при увольнении работников, особенно в части начисления расчетных. Если учесть, что в городе распространен сезонный труд,  то здесь требуется повышенное внимание работодателя к своим работникам: правильно рассчитать неиспользованный отпуск, все  положенные по закону компенсации. Много случаев, когда не аттестованы рабочие места. Аттестация рабочего места сотрудника —  процедура обязательная, не сложная, лишь требующая времени и определенных финансовых вложений, но наши работодатели зачастую об этом забывают и процедуру не выполняют. Если говорить о нарушениях прав инвалидов, их прокуратурой города выявлено немного, но это не значит, что их нет. Состояние законности в этой сфере не просто далеко от идеального, его даже сложно назвать удовлетворительным. Много нарушений в сфере льгот и выплат. Сейчас прокуратурой города будет вестись претензионно-исковая работа в части причитающихся выплат и их законного начисления.

Немало нарушений в прошлом году выявлено в сфере экономики. Нами вскрыта большая проблема в области нестационарной торговли. С 2016 года в Крыму действует республиканский порядок предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта. В Судаке этот порядок не исполнялся ни в 2016, ни в 2017, ни в 2018 годах, и только в 2019 году были предприняты меры, в том числе и после вмешательства прокуратуры города, чтобы навести в этой сфере порядок. Для примера приведу цифры, думаю, что и жителям города они будут интересны. Бюджет городского округа в 2017-2018 году ежегодно получил от размещения нестационарных торговых объектов суммы, немногим превышающие 7 млн. рублей. Эти суммы несопоставимы с тем количеством объектов, которые действуют на территории города. Мы вскрыли так называемую теневую схему аренды этих объектов, когда право на размещение нестационарного торгового объекта получено лицами вне конкурентной процедуры, по волевому решению властей. Вместо торговых палаток размещаются целые роллетные ряды, больше напоминающие рынок. Как итог — финансовые  ресурсы идут мимо бюджета, а непростое бремя теневой аренды  (суммы в несколько сотен тысяч рублей) ложится на плечи обычных предпринимателей, жителей города, которые пытаются встать на учет как ИП, заплатить налоги, привлечь работников и т.д.  Так вот суммы, которые они выплачивают, несопоставимы с теми доходами, которые они получают. На мой взгляд, как исполняющего обязанности прокурора города, – это грубое нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности. Если мы посмотрим динамику арендных платежей, то увидим, что сегодня для большинства жителей округа они выросли кратно, но выгодополучателями являются другие предприниматели, которые сдают в аренду эти торговые места. При этом поступления в бюджет несопоставимы с тем объемом, который в действительности подлежит оплате. У прокуратуры города есть все основания полагать, что в 2017-2018 годах ущерб муниципальному образованию в результате подобных действий причинен на сумму не менее, чем 17 млн. рублей. И это только предварительные расчеты. В этой связи я хочу сказать, что прокуратурой уже поставлен вопрос об уголовном преследовании виновных лиц, тех, кто к этому причастен, и материалы переданы в следственные органы. Кроме того, нами организована претензионная работа  по взысканию средств с тех, кто, не участвуя в конкурентных процедурах, а также не выплачивая денежные средства, вопреки установленному порядку, такие стационарные объекты размещал. Мы ведем работу, чтобы эти денежные средства были посчитаны и возмещены в бюджет в добровольном или судебном порядках. И наша задача № 1 — и мы предпримем к этому все усилия — сделать так, чтобы схема размещения нестационарных торговых объектов отвечала фактическому состоянию дел, потому что у нас под видом так называемых НТО стоят стационарные, капитальные магазины, объекты недвижимости, которые должны работать совершенно по другому порядку, соответствующему их виду деятельности.

Кроме этого, мы столкнулись с тем, что муниципальные нормативно-правовые акты в сфере НТО очень громоздкие и не отвечают требованиям республиканского порядка. Это постановление №402, это один документ, который, хотя и претерпевает ежегодные изменения, всё же остается единым документом, в котором вся процедура четко и ясно прописана. И любому человеку, даже не будучи посвященным в юридические тонкости, достаточно просто разобраться, как это делается, в каком порядке, куда ему обратиться, с какими документами. В Судаке вместо одного действует два порядка: один о порядке предоставления права,  а другой об организации размещения. Так вот в них даже юристу со стажем разобраться очень тяжело, не говоря уже о простом человеке. Зачем это сделано? Вопрос. На сегодняшний день прокуратурой города принесено два протеста.  Первый протест на порядок, который содержал, в том числе, и коррупциногенный фактор, предоставляя конкурсной комиссии единоличное право выдвигать к претендентам любые условия на свое усмотрение. Наш протест был рассмотрен и удовлетворен. Глава администрации Судака Игорь Степиков согласился, что эти положения подлежат приведению в соответствие с законом. Второй порядок, по которому мы принесли протест, содержит требования вообще этот документ отменить, и по этому протесту также есть понимание и согласие муниципальную правовую базу в этой сфере привести в соответствие с законом. Необходимо сделать один документ, понятный любому человеку и исключающий факты так называемых договоров размещения НТО под благоустройство территории. Никакое это не благоустройство, а фактически строительство торговых объектов, которые являются объектами извлечения прибыли, но не являются объектом благоустройства территории – это первое. Второе — перекладывать бремя благоустройства на предпринимательское сообщество недопустимо. Это полномочия органов местного самоуправления, и они должны этим заниматься. Обеспечивать достаточное поступление в бюджет и заниматься благоустройством территории. У предпринимателей не должна болеть голова о благоустройстве городских территорий, у них должна болеть голова о соблюдении правил благоустройства, где четко прописано, что надо делать (подмести, установить урны и т.д.). Вот  в таком режиме это законно и правильно.  И вот такую практику договоров под благоустройство мы сломали. Но все равно в этой сфере еще далеко до идеала, и прокуратуре есть над чем работать. Нам необходимо обеспечить выполнение закона о конкурентных процедурах, не нарушая при этом прав субъектов предпринимательской деятельности. Чтобы не было так, что к ним пришли и распределили торговые места по чьему-то субъективному мнению. И здесь позиция прокуратуры однозначна: права предпринимателей должны быть обеспечены.

Самовольное строительство объектов. Сегодня в работе судебных приставов четыре исполнительных производства о сносе самовольно построенных объектов, ни одного исполненного решения суда о сносе в городе нет. Я думаю, что жителям будет интересно знать, что у нас внесены изменения в градостроительный кодекс, и полномочия по сносу объектов самовольного строительства переданы от службы судебных приставов в органы местного самоуправления. На эти цели предусмотрено бюджетное финансирование, а также прописаны административные процедуры, предусматривающие следующий общий порядок: при выявлении объекта самовольного строительства составляется уведомление, которое влечет запрет на любые действия с земельным участком, на котором расположен этот объект. Запрет налагается на любые регистрационные действия, по такому участку  невозможно сменить целевое назначение, совершить сделку по отчуждению,  а объект самовольного строительства не может быть поставлен на кадастровый учет, и на него невозможно оформить право собственности. То есть происходит некая заморозка (имеется в виду в правовом смысле) объекта в том виде, в котором он выявлен. В случае неисполнения решения о сносе в добровольном порядке решение о сносе принимается в суде, а исполняется решение органами местного самоуправления за счет бюджетных средств. В 2020 году на это предусмотрено 9 млн. рублей. На сегодняшний день на территории города таких объектов около 600, и здесь важно правильно и рачительно распределить финансирование, чтобы был выбран подрядчик, чтобы были правильно спроектированы работы, а проектно-сметная документация отвечала требованиям закона, и чтобы бюджетные средства были освоены в полном объеме. Кроме этого, необходимо провести большую работу разъяснительного плана, чтобы люди как можно больше знали о том, как узаконить свои строения. Есть нормы, которые говорят о том, что строительство при определенных условиях можно узаконить. Так вот нужно, чтобы граждане максимально использовали это право.

Целевое использование земельных участков. Как обстоит дело с этим в Судаке? Человек получает участок, например, под строительство гаража, а через год мы видим, что стоит совершенно другой объект: гостиница, магазин и т.д. Вопрос с целевым использованием земельных участков — это вопрос, которым мы тоже занимались в этом году, наработали практику. Мы понимаем, что происходит и что нужно делать для того, чтобы пресекать эти случаи, и это одна из задач на будущий год.

Расходование бюджетных денежных средств и соблюдение законодательства при государственных и муниципальных закупках.  Бюджет округа в 2018 году был не просто дотационным, а еще и дефицитным. Нам, чтобы покрыть расходы, средств — ни своих, ни тех, которые давала республика, не хватало. В 2019 году бюджет остался дотационным, а на 2020 год утвержден бюджет без дефицита, но он по-прежнему  дотационный. Есть положительная динамика в том, что город стал больше, чем в прежние годы, зарабатывать, но это лишь на треть перекрывает наши общие потребности. И вот действия прокуратуры сегодня направлены на соблюдение бюджетного законодательства, чтобы наполнялся бюджет. У меня нет никаких сомнений, что с каждым годом город будет зарабатывать все больше и больше, потому что и в этой сфере мы наводим порядок. Но эта деятельность не даст для жителей ощутимого результата, если не будет эффективного и целевого расходования бюджетных средств. Мы видим здесь нарушения, в том числе и когда должностными лицами производится дробление контрактов, чтобы уходить в суммы, где позволяется без конкурса тратить деньги. Мы видим, что без конкурсных процедур заключаются контракты на суммы, превышающие установленные законом пределы. В 2019 году по постановлению прокурора к ответственности за нарушение законодательства при размещении муниципальных заказов  и штрафным санкциям на сумму 60 тысяч рублей были привлечены контрактные управляющие. Хочу обратить внимание должностных лиц, что за несоблюдение норм закона предусмотрены крупные штрафы. Мы скоординировали действия прокуратуры, полиции и ФСБ, чтобы отслеживать действия по всем контрактам, чтобы смотреть, насколько эффективно расходуются деньги, насколько адекватно и добросовестно себя ведут подрядчики.

-Если говорить о взаимодействии с другими структурами: отдел муниципального контроля администрации города Судака, насколько они вам помогают? Налажено ли взаимодействие с полицией, Следкомом, ФСБ?

— Так как наш материал выйдет накануне нашего профессионального праздника – Дня прокуратуры, я хотел бы поздравить и свой коллектив, и коллег с тем, что мы выступаем единым фронтом. У нас нет проблем во взаимодействии ни с одним из правоохранительных органов, конструктивное  и деловое сотрудничество у нас с городским судом по всем возникающим проблемам, сферам. Мы сегодня в состоянии работать совместно и  эффективно по любому вопросу в рамках закона и компетенции. Вынужден признать, что прежде в правоохранительных органах города был раздрай, и из-за этого город много потерял и с точки зрения развития самого Судака, и с точки зрения эффективной работы правоохранительной системы. На сегодняшний день установлен должный уровень взаимодействия, и об этом говорят результаты года. В этом году в городе было возбуждено 9 коррупционных дел, связанных, как правило, с присвоением бюджетных денежных средств. Отдельно я бы выделил работу, проведенную прокуратурой, по объекту федерально-целевой программы  – 72-квартирному жилому дому, возводимому для переселенцев. Объект уже должен быть сдан, но по факту возведен только каркас здания, и строительные работы на объекте не ведутся. Почему, я могу объяснить, чтобы жителям было понятно. Совместно с полицией мы выявили факт хищения недобросовестным подрядчиком крупной суммы денежных средств,  (речь идет о нескольких миллионах рублей), а также факты применения некачественных, опасных для людей, строительных материалов. Мы эту деятельность подрядчика пресекли, возбудили целый ряд уголовных дел по факту хищения денежных средств и по факту применения недоброкачественных материалов, в том числе и в отношении представителя государственных структур, который подписывал отчетные документы о том, что всё хорошо и работы выполнены с нужным качеством. Прокуратура Судака, одна из немногих в Крыму, поставила вопрос о привлечении к ответственности представителя службы технического надзора, который ставил свои подписи в актах, дающих право считать работу выполненной и подлежащей оплате. Подписи этого должностного лица и были основанием для оплаты ненужных и фактически фиктивных работ, которые оплачивались из бюджета. Сегодня по этому объекту проводится государственная экспертиза для того, чтобы установить качество выполненных работ, что нужно переделать. По окончании проведения экспертизы будет заключен договор с новым подрядчиком, и дом этот будет достроен. Вот это яркий пример нашей совместной работы с городским отделом внутренних дел.

— Александр Николаевич, за каждым вашим делом стоят люди, ваши коллеги, сотрудники прокуратуры. Расскажите немного о коллективе, о тех, с кем вы работаете. 

Коллектив у нас небольшой, но каждый из прокурорских работников курирует целую отрасль, а порой и не одну, и на них лежит большая ответственность за состояние законности по своим отраслям, поэтому каждый из них — значимая фигура, как в прокуратуре, так и в городе.  Я могу с гордостью сказать, что сегодня у нас надежный, профессиональный и грамотный коллектив, который нацелен на эффективную прокурорскую работу. Мы не зря накануне Нового года открывали так называемую доску почета и славы, где изображены прежние прокуроры, мы хотим подхватить эстафету коллективов прокуратуры города прежних лет, которые всегда считались передовыми, которые нарабатывали свой уникальный опыт и были примером для других в Крыму. Судак долгие годы считался именно таким регионом, где работала сильная и крепкая прокуратура. И у коллектива есть все возможности и условия, чтобы вновь стать сильным, крепким и единым органом прокурорского надзора. Коллектив состоит из молодых специалистов, трое из пяти помощников прокурора являются молодыми специалистами, т.е. стаж  службы у них до 3-х лет, но это не мешает им работать хорошо, эффективно и с должным качеством.

-Что бы Вы пожелали своим коллегам в канун профессионального праздника?

— Хочу пожелать членам коллектива и членам их семей здоровья, благополучия, неиссякаемой энергии, творческого подхода к работе, быть честными, принципиальными, профессионалами — такими, как от нас этого требует присяга прокурора. А если вдруг вас одолеют сомнения, и вы не будете знать, как поступить — поступите по закону.

В ТЕМУ ПУБЛИКАЦИИ

В конце 2019 года в прокуратуре Судака торжественно открыли памятную доску славы, посвященную работникам прокуратуры города, защищавшим нашу Родину на фронтах в годы Великой Отечественной войны, и тем, кто в разное время работал в должности прокурора на территории Судакского региона. Тогда на мероприятие прибыло много гостей, но был из них самый почётный – Владимир Николаевич Ребров, возглавлявший прокуратуру Судака в непростые 90-е годы. 10 лет работы, с 1987 по 1997-й, в период, когда не было практически никакой правовой базы для борьбы с организованной преступностью, Владимир Николаевич стоял на страже соблюдения законности и защиты интересов людей. Своими воспоминаниями о службе на должности прокурора Судака, которого хорошо знает не одно поколение жителей нашего города, Владимир Николаевич поделился с газетой «Судакские вести», и сегодня накануне профессионального праздника мы их публикуем: 

— Я руководил прокуратурой города два конституционных срока, это был сложный период, время принятия неординарных и очень взвешенных решений, направленных на защиту интересов людей. Прокурор должен строго исполнять закон, но для этого нужен был инструмент – законодательный акт, и таким законным инструментом для нас стал указ президента о том, что прокурор может самостоятельно принимать решения о задержании лиц, подозреваемых в преступной деятельности. В тот период в наш маленький городок приезжали со всех уголков Советского Союза. Большинство — отдохнуть и оздоровиться, но были и те, кто ехал сюда с преступными умыслами и совершал злодеяния. Работы было много. И то, что в Судаке в то время был порядок, — результат слаженной работы многих людей, особенно руководителей правоохранительных органов тех лет. Я благодарен Василию Николаевичу Воскресенских, 10 лет возглавлявшему милицию Судака, Евгению Васильевичу Епексимову,  председателю суда, судье Вере Михайловне Ведь, которые, понимая положение дел, принимали общее и правильное решение в отношении преступных элементов. Считаю, что мы с честью выдержали один из самых сложных периодов в деятельности правоохранительных органов Судакского региона. Это наша общая заслуга.  

— Владимир Николаевич, Вы прокуратура «вчера», есть прокуратура «сегодня». Как вы оцениваете доверие населения к прокуратуре «сегодня»? И что бы Вы пожелали своим коллегам в честь Дня работника прокуратуры РФ?

— Знаете, из каких источников складывается мнение о прокуратуре? Я вам расскажу, — улыбается мой собеседник. — Таких источников два. Первый – официальный. Это оценка, которую нашим профессиональным и деловым качествам дают вышестоящие органы. В нашем случае это прокуратура Республики Крым. А есть и второй источник – это общественное мнение, в данном случае это мнение судакчан. И этот критерий оценки работы прокуратуры можно назвать основным. Ведь рядовых граждан абсолютно не интересуют отчетные цифры, количество документов прокурорского реагирования, количество протестов, представлений, процент раскрываемости и т.д. Им интересно, а защитила ли прокуратура права бабушки-соседки или товарища-предпринимателя, или мамочки многодетной, или, к примеру, Коли-инвалида. Вот это важно! Реальная помощь. И очень хорошо, что сейчас государством на первое место вынесена защита законных интересов простых людей.

А пожелал бы, конечно здоровья, благополучия, чтобы все у моих коллег складывалось по службе, профессионализма, везения и удачи, как говорят, везде и во всем. Ну и, естественно, строжайшего соблюдения закона в интересах граждан и своей страны. 

Наталья Бобривная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.