«Школа — это моя жизнь» — Галина Александровна Джежела (Весёлое)

Настоящий учитель – это призвание и служение в самом высоком смысле слова. Именно таким учителем видится мне Галина Александровна Джежела, общий педагогический стаж  которой – более 50 лет. И 45 из них отданы Веселовской сельской школе.

Об этой профессии она мечтала с детства. «Чуть ли не с пелёнок я хотела быть только «училкой», как я тогда говорила, — рассказывает Галина Александровна. – Я собирала всю дворовую  детвору, мы играли в школу, сами делали тетрадки —  складывали бумагу, сшивали. У меня даже мысли не было ни о какой  другой профессии».

Раннее детство её пришлось на военную пору, родилась за полгода до начала Великой Отечественной. Семья Данилевских: папа, мама, две старшие дочери и она, самая младшая –  жили в Киргизии, в г.Пржевальске. В памяти маленькой девочки остались разговоры о войне и такая картинка: заснеженные горы и сосны, которые казались ребятне подбирающимися к городу немцами. Хотя откуда им там взяться, ведь это был глубокий тыл. Поэтому и населению было полегче с питанием, все держали домашнюю живность, огороды.

«Но мы понимали, что идёт  война, — говорит Галина Александровна. – Папы все были на фронте, а нашего не взяли: он был оставлен на секретной работе начальником гидрометеобюро, и также имел статус и награды участника войны. Помню, когда объявили Победу, мама сильно плакала – от радости».

После окончания школы девушка, как и мечтала, поступила в пединститут, на физмат. «Математику я любила со школьной скамьи, геометрию так, что у меня аж дух захватывало, так мне нравилось доказывать теоремы», — говорит Галина Александровна и сожалеет, что теперь в школе, ввиду перегруженности программы, теоремы доказывать просто нет времени (вот так геометрия! для меня, учившейся в советской школе, это было шокирующей новостью – авт.).

Окончила первый курс, а продолжила учёбу уже… в Калининграде. В этот город попала по распределению после ленинградского госуниверситета её сестра, и постепенно вся семья в те края «подтянулась». Родители поселились в г.Полесске, маме —  Лидии Яковлевне, имеющей музыкальное образование, предложили возглавить открывшуюся музыкальную школу, директором которой она была до самой пенсии и которая теперь носит её имя.

По окончании вуза Галина Александровна семь лет преподавала в филиале ленинградского сельхозинститута в Полесске. Институт был для заочников, каждую среду – консультации для студентов, а учились люди солидные – и директора совхозов, и инженеры. Целый год вела только физику, затем – высшую математику. Хоть и окончила физмат, но готовиться к занятиям приходилось основательно, чтобы не ударить в грязь лицом. Сидела ночами, хотя у неё уже был грудной ребёнок. Работа была на первом месте, никогда она не попросила о более удобном расписании, так что малышку ей прямо в институт на кормление приносила её мама. И вот эта преданность работе, нередко в ущерб собственным детям, была неизменной и во всей дальнейшей педагогической деятельности.

В 1971-м году семья молодых преподавателей, Галины Александровны и Анатолия  Тимофеевича Джежелы, переезжает в Крым, т.к. из-за болезни ребёнка нужно было срочно менять климат. У  Анатолия Тимофеевича были перспективы научной работы, он сдал кандидатский минимум, но заканчивать аспирантуру нужно было в Москве, и он предпочёл пожертвовать научной карьерой ради семьи. А в селе Весёлом появлению таких специалистов очень обрадовались, так как в местной школе, тогда ещё восьмилетке, практически некому было вести физику и математику. Совхоз для них построил бесплатно дом (вот где была забота о необходимых педагогических кадрах). Галине Александровне, приступившей к работе в апреле, дали часы математики, а уже в сентябре утвердили завучем. Конечно, приходилось нелегко, ведь в школе другая специфика, чем в вузе. «Я школьной работы совсем не знала, — говорит она, — мне надо было постигать навыки организаторской деятельности». А вскоре – и административной, так как заболел директор, и её назначили и.о. «Как я сопротивлялась… — вспоминает Галина Александровна. – Реву сижу, говорю: я не буду директором!» Но пришлось, и словосочетание «исполняющий обязанности» затем на долгие годы превратилось в просто «директор».

Тогда многие насущные вопросы школы и села решались с помощью местного совхоза, и часто нужно было идти «на поклон» к руководителю сельхозпредприятия. За её директорство сменилось их несколько. «В основном все они очень помогали школе  (В.А. Александров, В.Д. Грищенко, Н.И. Макуха), но  не у всех можно было найти понимание и поддержку, случалось, что вместо помощи уходила в слезах», — говорит Галина Александровна. Приходилось всё делать самой (потому что даже завхоза в школе не было), выручала своя автомашина. За рулём она  с 1976-го, сама ездила в Феодосию за выделявшимися в конце года практически без ограничений пособиями, наглядностью и т.п. «А когда наш район присоединили к Феодосии, все совещания проходили там, и судакский «куст» — город, Весёлое, Морское, Дачное —  отправлялся на автомобиле кого-нибудь из администрации  школ: Г.А. Джежелы, В.В. Любимова,  П.И. Абрамишвили, Б.Н. Киселёва. «Поэтому машина мне была ой  как нужна», — замечает Галина Александровна.

Большая ответственность и нагрузка сказались на здоровье, и со школой пришлось на время проститься. Почему на время? Потому что на тихом, спокойном месте в библиотеке смогла «вытерпеть» только год. «Не моё это, ну не моё», — говорит она.  Супруг был категорически против её возвращения в школу, однако Галина Александровна вначале согласилась вести математику, а потом уговорили и на завуча. И с тех пор до окончания своей трудовой деятельности она была заместителем директора по учебно-воспитательной работе. После пенсии работала  ещё 20 (!) лет, и лишь четыре года назад, в 75 (!) ушла на давно заслуженный отдых. Уговаривали остаться, ведь она имеет безусловный авторитет в педколлективе,  среди учеников и их родителей, владеет современными методиками преподавания, на «ты» с компьютером. Но – решила, и, возможно, не последнюю роль сыграла в этом решении «бумажная лавина» писанины, которую теперь требуют от учителей, отвлекая от их непосредственного предназначения.

Между прочим, две старшие сестры Галины Александровны – профессора высших учебных заведений, прослеживается некая семейная педагогическая линия и в её собственных детях. Средняя дочь Татьяна после ялтинского педучилища работала в школе в Судаке и Новом Свете, а со сменой места жительства – и в Алуште. Младшая Екатерина сменила экономическую специальность на воспитателя детского сада. Ну а старшая Светлана, хоть и не стала педагогом, но тоже экономист по образованию, что предполагает, как минимум, знание математики, так что родительские гены тоже сказались.

…Десятилетия  работы. Бесчисленное множество проверок, всевозможные ежегодные курсы – не на несколько дней и не дистанционных, а на месяц, а то и месяцы. Уезжала, троих детей оставляя на мужа. Взаимопонимание у них в семье было полным. Анатолий  Тимофеевич точно так же был предан работе, помимо того, что вёл в школе физику и математику (а физик он был очень хороший, отличник образования. Бывшие ученики и спустя тринадцать лет после его ухода из жизни с благодарностью вспоминают своего школьного учителя), ещё и активно занимался кружковой работой, порой задерживаясь в школе допоздна. «Не было у нас такого, — говорит Галина Александровна, —  что сколько платят, столько мы и работаем». Своих детей вообще не видели. На перемене прибежим домой, благо, школа близко: вы завтракали, обедали? что ели? Они и сейчас вспоминают это. Постоянно ездили с мужем везде с учениками — на соревнования, «Зарницу»,  на экскурсии  в Москву, Ленинград, по Крыму, в походы с ними  ходили. И всегда с нами были наши три дочери. Мы отдавали себя работе целиком. Никаких больничных, я даже в  декретных отпусках ни разу  не была».

Ей всегда больше нравилась чисто учительская работа, нежели административная —  живое общение с детьми. Она не просто знает и любит свой предмет, но и умела дать глубокие знания ученикам. Участвуя в олимпиадах, нередко они представляли Судак и  в  Симферополе, успешно сдавали математику при окончании школы и поступлении в вузы, а позже состоялись в профессии. Например, заведующая  судакской поликлиникой Мария Александровна Репина (в девичестве Борисюк) – ученица Галины Александровны. А для Елены Александровны Павлык, которая сегодня руководит Веселовской школой, любимая учительница стала наставником и в жизни, и в профессии.

И как это важно, когда педагог вместе со знаниями даёт прочную нравственную основу. Галина Александровна считает: «Главное в работе учителя – воспитать человека, хоть это и громко звучит, но это действительно так. Это основным было, а предмет – это уже вторично, хоть то и другое – взаимосвязаны».

Конечно, ученики  это чувствовали, но не всегда ценили дар видеть в каждом личность. Понимание приходило со временем. Очень показательна, не побоюсь этого слова, реликвия, которую хранит Галина Александровна – альбом прощальных сочинений классному руководителю, датированный 1994 годом (он ещё и потому дорог, что классного руководства у завуча и директора почти не бывает), бесхитростные строки извинений за свои шалости и трогательные признания:

«Галина Александровна – человек души и сердца, я её уважаю. Мне нравится её отношение к детям, она никогда не кричит и относится к ним как к родным. Если на уроке что-нибудь непонятно, можно подойти к ней, и она всегда поможет».

«Дорогая Галина Александровна, Вы нас любите, как своих детей. Вы всегда для нас были проводником в жизнь».

«Мы и сейчас трудные дети, но Вы с нами сумели найти общий язык. Мы Вам очень  благодарны за то, что Вы были с нами добры, ласковы и понимали нас всегда».  

«Мы Вас очень любим и уважаем. Мы помним всё, что Вы для нас сделали. Не буду перечислять, потому что это будет очень долго. Вы настолько прекрасная учительница и хороший человек!»

«Спасибо Вам за то, что для Вас мы все были равны. Извините нас за все неприятности, которые мы Вам причинили. Когда я женюсь, я обязательно расскажу своим детям о такой доброй и хорошей учительнице, как Вы».

«Вы всегда помогали нам, когда нам было тяжело, обращались всегда очень вежливо. За всё это мы Вам очень благодарны».

«Мы были для Вас не очень хорошими, но, надеюсь, Вы понимаете, что у каждого из нас есть в сердце уголок для Вас, любимая наша учительница».

«Галина Александровна – человек огромной доброты и справедливости».

«Спасибо Вам за Вашу к нам доброту, уважение. Вы вложили столько труда, чтобы  нас чему-то научить. Мы с вами провели столько интересных дней. Спасибо Вам за тепло, нежность, любовь и доверие к нам, за всё, что Вы нам дали, в том числе и знания».

«Мы Вас очень уважаем. Вы всегда помогали нам в трудную минуту, «вытягивали» нас из плохих оценок, проводили беседы на интересующие нас темы… Вы нам – вторая мать.  Наверняка мы не привыкнем к другому классному руководителю. Вы для нас единственная!»

Улыбнувшись, Галина Александровна подтверждает:

-С учениками у меня трудностей никогда не было, я всегда находила с ними общий язык. Не срывалась никогда, никогда голоса на детей не повышала – никогда! И с родителями никаких проблем, никаких претензий ко мне не было. Специфика сельской школы в том, что здесь дети проще, отзывчивее, и к учителям больше уважения проявляется, чем в городе. Знаете, у нас была возможность сменить место жительства, предлагали на хороших условиях работу и в Симферополе, и в Партените, но мы подумали-подумали: трое детей у нас, пусть лучше в селе растут, здесь спокойнее.

-А каких учеников Вы больше помните?

-Помню всех. А вот  от выросших учеников, как ни странно, больше внимания от тех, с кем было сложно. Они всегда с такой радостью встречают… эти все так называемые трудные ученики – они более благодарны.

-Но любите всех одинаково, — скорее утверждаю, чем спрашиваю я.

-Да. Хоть это вроде и звучит неправдой, но действительно они все дороги. Я всегда говорю: с каждым выпуском я  отдавала частицу своего сердца – это действительно так. И очень трогательно, когда вот так вспоминаешь… Из последних выпусков до сих пор приходят ребята ко мне, на 8 марта, на день рождения…

Внимание, уважение, любовь  и добрые слова в адрес учителя – что может быть выше этих наград? Но есть, конечно, и официальные знаки отличия, подтверждающие оценку её труда: звание заслуженного учителя АРК, медали Сухомлинского и «Ветеран труда», «Отличник образования», многочисленные грамоты и благодарности. В 2006 году имя Галины Александровны Джежела было занесено на городскую Доску почёта, ну а  в советское время – на Доску почёта совхоза «за высокие показатели в социалистическом соревновании».

Но портрет заслуженного педагога будет неполным, если не сказать, что загруженность не ограничивалась школой. Была ещё и общественная работа. Депутат сельсовета – люди шли к ней со своими бедами и просьбами, вникала, старалась помочь. Парторг школы – здесь круг обязанностей был практически не ограничен. А ведь ещё и домашние хлопоты, на селе без собственного хозяйства не обойтись. Джежелы тоже держали и птицу, и поросят, обрабатывали большой огород и вырастили возле дома прекрасный розарий. Хватало сил на всё. Как успевали – и сейчас удивляется.

Может, сказалась не только учительская дисциплинированность, но и физическая закалка. В детстве всю зиму она  проводила на катке, в  школе занималась в секциях:  стрельба из пневматической винтовки —  есть даже разряд, парашютный  спорт, гребля  на шлюпках – это увлечение и в институте продолжилось, у Галины Александровны и удостоверение есть — «Старшина шлюпки». И уже работая в школе, участвовали с мужем в соревнованиях, причём в стрельбе она лидировала. Ну а семейным увлечением во время каникул были путешествия на автомобиле: Кавказ, Средняя Азия, Сибирь и, конечно, Крым. Не раз обошли окрестные горы, всех своих гостей водили из Весёлого тропой в Новый Свет, на гору  Перчем. Да, и в художественной самодеятельности – учительской вокальной группе – она тоже пела, выступали в Доме культуры для односельчан. Что ещё для души? Чтение – поэзия, классика, любит перечитывать Толстого, но самой любимой книгой с давних пор остаётся «Граф Монте-Кристо». Замечу, что в роду Галины Александровны по линии отца, Александра Николаевича Данилевского, тоже есть литераторы, выдающиеся деятели и менее знаменитые, но тоже сделавшие немало для своего Отечества, ведь это старинный российский дворянский род. Галина Александровна  состоит в дальнем родстве с  известным российским писателем 18-19 вв. Григорием Данилевским, советским поэтом Львом Ошаниным, стихи которого очень любит, и даже полководцем Михаилом Кутузовым. С докладом о своём генеалогическом древе уже в наши дни  Галина Александровна выступала перед российским дворянским собранием и была отмечена наградой. Вот такая многогранная личность и вместившая так много жизнь одного человека.

-У меня были разные увлечения, — делится Галина Александровна. – А сейчас самое моё  большое увлечение – это мои шестеро внуков и шестеро правнуков (скоро будет седьмой). Я хочу восполнить недостаток внимания, которое не дала в своё время  детям в силу занятости – во внуках и правнуках. Старшая внучка (ей сейчас 37 лет) практически выросла у нас с мужем – по семейным обстоятельствам её родителей. А сейчас со мной живёт средняя  взрослая внучка с мужем и сыном-второклассником. Я очень этому рада и благодарна им за внимание, заботу, помощь  и любовь. Из-за моей болезни вся работа по дому ложится на них: готовка, стирка, уборка и даже ремонт – без них я ни с чем этим не справилась бы. Ну а я в свою очередь что-то делаю для них. Готовила правнука к школе (он не посещал детский сад). Стараюсь вместе с родителями прививать любовь к чтению, умным развивающим мультикам, добрым фильмам, а главное – стараемся  воспитать в нём лучшие качества: доброту, честность, справедливость, скромность, иметь своё мнение и отстаивать его.

Ну а летом ко мне съезжаются и другие внуки и правнуки. Этого я с нетерпением жду весь год. Рядом с ними я молодею сама, живу их интересами, пытаюсь понять их музыку, увлечения. Вместе играем в настольные игры, читаем книги. Научила правнуков разным играм из своего детства. Вместе «лазили» по горам, когда было здоровье, в пещеры.

Часто приезжают и помогают мне дочери и зятья. Дети, внуки и правнуки заставляют меня быть в форме, лечиться, оздоравливаться. В них я вижу смысл своей жизни.

Вообще-то я не «настоящая» бабушка. Не шью, не вышиваю, не вяжу, не пеку тортики.  Я прививаю им любовь к  книгам, патриотизм,  любовь к Родине – и это не высокие слова, это на самом деле так. Хочется воспитать в них духовность, неравнодушие к чужой  судьбе, уважение к взрослым, толерантность. Думаю, что это не менее важно, чем шить, вязать, печь пироги – этому они научатся сами.

-Вы счастливый человек…

-Наверное, да.

-А как бы Вы определили, что для Вас значит школа?

-Школа – это моя жизнь, — коротко отвечает Галина Александровна Джежела. И более ёмкого определения, на мой взгляд, не найти.

О. Онищенко

Фото из архива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *