«Главное — любить детей, любить профессию» — Елена Яновская, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Солнечнодолинской школы

Для Елены Владимировны Яновской выбор профессии был предопределен изначально. Ее мама, Галина Сергеевна, работала воспитателем-методистом в детском саду в Нижнегорском районе, и для нее это был главный пример с самого раннего возраста. Поэтому неудивительно, что девушка также решила стать педагогом и после школы поступила в Крымский гуманитарный университет (ныне Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)  в г.Ялте по специальности «воспитатель дошкольного образования». Успешно его окончила и стала работать в том же детском саду, что и мама. Потом вышла замуж и переехала в Солнечную Долину, где ее приняли на работу в группу продленного дня воспитателем местной школы. Ну и, конечно, нужно было вновь учиться, поэтому поступила в тот же ялтинский вуз, по специальности «учитель начальных классов».

Общий педагогический стаж Елены Владимировны составляет 24 года, из них 20 лет – в Солнечнодолинской школе. Учитель высшей категории, недавно она представлена к награждению Почетной грамотой Президиума Государственного Совета Республики Крым. В настоящее время Е.В. Яновская является заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирует начальные и пятые классы. А также ведет занятия по внеурочной деятельности. Дети из начальной и основной школы охотно ходят в кружок «Я – исследователь», вместе со своим руководителем участвуют в конкурсах, причем занимают призовые места не только на муниципальном, но и на республиканском уровне.

– Меня назначили заместителем директора в 2008 году, и вначале я совмещала, параллельно вела свой класс в начальной школе, — говорит Елена Владимировна. –  Общаться с детьми, конечно же, интереснее, у завуча больше бумажной работы, а от детей получаешь заряд энергии. Вот занят целый день отчетами, справками, приказами – потом приходишь в класс, и чувствуешь такой запал…

В интонации педагога слышатся легкие нотки грусти. Но это действительно сложно – совмещать две такие должности. Заместитель директора – это как начальник штаба в армии: он должен решить множество вопросов, касающихся организации учебного процесса.

Ну а учитель начальной школы, особенно в первом классе – это практически как мама для малышей. У нее даже случалось такое, что  ребенок подходит о чем-то спросить и автоматически выдает: «Мама…» А может, и не совсем автоматически, дети, они ведь чувствуют, кто их любит и понимает. Было и такое в учительской практике Елены Владимировны, что начинает она говорить с родителями о проблемах их ребенка, а те в ответ: «Вы же его лучше знаете, разберитесь с ним сами». С одной стороны, это признание воспитательского таланта учителя, но с другой – что ж это за родители такие, поражалась Елена Владимировна.

Детки в ее класс приходили разные. Были с ограниченными возможностями здоровья – с таким ребенком работать непросто.   И сколько мудрости, такта, терпения, профессионализма необходимо учителю, сколько труда нужно вложить, переубеждая  и  объясняя, чтобы класс посмотрел на этого ребенка другими глазами. И когда к четвертому классу коллектив становится действительно по-настоящему сплоченным – это было для Елены Владимировны самой большой радостью. Не было и нет у нее любимчиков, никогда она не делила детей, справедливо считая, что ко всем нужно относиться одинаково.

–А вообще вы строгий педагог?

–Нет, – улыбается Елена Владимировна, – я это точно знаю. Если кто-то скажет, что я повысила голос, все удивляются — это что-то невероятное, чтобы такое произошло. Иногда чем тише ты говоришь, тем лучше они тебя слышат. Поэтому тон голоса нужно понижать, –   делится она педагогическими «секретами». –  Если будете кричать, злиться – ничего хорошего от этого не будет.Просто есть дети, которым нужно чуть больше внимания, любви и веры.

Что бы Вы посоветовали молодым педагогам? – интересуюсь я.

–Будьте уверены в себе. Некоторые сталкиваются с трудностями и бросают профессию, не хотят их преодолевать, а зачастую не хотят развиваться, совершенствоваться. Но в нашей работе нельзя останавливаться ни в коем случае. Вот сколько лет ты в профессии – и все время учишься. У нас были такие классы, что без усиленной подготовки к уроку к ним вообще нельзя  идти, они порой такими вопросами забрасывали, держали всегда учителя «в тонусе». Поэтому в классе ты всегда должен быть в боевом настрое.

В нашей школе тоже, случается, приходит учитель, поработает немного и уходит. Но при этом некоторые коллеги ездят к нам  из Судака, и менять место работы не хотят – из-за отношения администрации, понимающей и всегда готовой помочь. Конечно, это заслуга нашего директора Татьяны Евгеньевны Глушецкой, ну и мы у нее многому учимся.

Возвращаются в родную школу и наши выпускники, таких сейчас пятеро, некоторые из них уже по 7-8 лет отработали.

Конечно, современная школа предъявляет многие требования к учителю. Но работать сейчас во многом легче, чем когда я начинала учительскую деятельность. Многое  тогда приходилось делать самим для наглядности – рисовать плакаты и таблицы, а еще писать от руки  конспекты. Помню, моя старшая дочь Анна, когда видела, как я проверяю дома стопы тетрадей (а проверять в младших классах нужно каждый день, и не по одному предмету), говорила: «Мама, я никогда не буду учителем». Но окончив в 2018 году с золотой медалью школу, поступила в Уральский государственный педагогический университет, по специальности дополнительное и музыкальное образование, так что решила продолжить педагогическую династию.

Сейчас многое упростилось, классы оборудованы различными техсредствами: интерактивные доски с набором дисков к каждому предмету – и для детей, и для учителей, разные наглядные материалы, плюс интернет. Переключить внимание детей на какую-то интерактивную игру, связанную с преподаванием предмета, повысить их интерес – всеми этими приемами должен владеть современный учитель и применять инновационные технологии. Но при этом не весь урок, учитель не должен забывать, что у него еще есть доска, и мел еще можно взять в руки.

–Отличается ли, на Ваш взгляд, сельская школа от городской?

–У сельских школьников меньше возможностей в плане дополнительного образования, посещения различных кружков. И, тем не менее, – убеждена Елена Владимировна, – наши ребята не уступают в каких-то моментах городским. А в чем-то и превосходят. Когда мы выезжали на экскурсии в Москву, Питер, организаторы наших поездок поражались, насколько наши дети воспитаны.

–Что Вы считаете главным в работе учителя? –спрашиваю, уже догадываясь наверняка, каким будет ответ.

–Любить профессию, любить в первую очередь детей. Когда приходишь к ребятам, видишь эти горящие любопытством глаза, видишь их готовность откликнуться, когда получаешь от них отдачу – это хороший стимул что-то и самой еще делать.  Поэтому я, как современный учитель, не только учу детей, но и сама учусь у своих учеников. Только с их помощью я могу понять, куда двигаться дальше, вижу, что получается хорошо, а что нужно менять. Я постоянно нахожусь в поиске чего-то нового.

Недавно заканчивали девятый класс ребята, которых я учила в начальной школе. Казалось бы, много времени прошло, а  они помнят,  написали мне Вконтакте очень теплые слова благодарности, что очень меня ценят и любят. Это, конечно, дорогого стоит.

–Какие жизненные ценности для Вас важны?

Порядочность в людях для меня на первом месте. Я считаю обязательным уважать своих коллег, доброжелательно относиться ко всем, быть толерантным. У меня за столько лет никогда ни с кем никаких не было конфликтов ни с родителями, ни с коллективом – находим всегда мы общий язык. 

И, конечно, в приоритете все равно  должна быть семья. Когда дома все хорошо, тогда и на работу приходишь со спокойной душой.

–А как бы Вы продолжили фразу: «Люблю школу за то, что…?

–За то,  что моя работа – это постоянное творчество, она учит, наверное, быть мудрее, добрее, за то, что это моя профессия. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.

–Что бы Вы пожелали коллегам накануне праздника?

– Хочется пожелать нам всем стойкости и терпения, уважения учеников и понимания родителей, успешной, творческой деятельности, результативности и отличных показателей, здоровья, семейного благополучия и только положительных эмоций.

Ну а мы, в свою очередь, пожелаем Елене Владимировне Яновской и всем ее коллегам, чтобы  общество по достоинству ценило их труд, и чтобы работа всегда их радовала.

Ольга Онищенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.