Рубрика: А у нас в гостях — адвокат. Сегодня говорим о маткапитале и компенсации затрат

Сегодня мы решили поговорить с адвокатом Татьяной Яценко о том, с чем приходится сталкиваться гражданам, и какие трудности у них возникают при использовании средств материнского семейного капитала (МСК) на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилого строительства (ИЖС)

-Скажите, Татьяна, в чем особенности использования средств МСК на компенсацию затрат на строительство жилого дома?

-Компенсация затрат на построенный или реконструированный жилой дом является одним из способов улучшения жилищных условий, однако этот способ нужно отличать от других предусмотренных законодательством, прежде всего, потому что необходимы разные пакеты документов. Также необходимо учитывать, что ремонт жилого помещения, применительно к распоряжению материнским капиталом, улучшением жилищных условий не является, поэтому компенсацию за него получить нельзя. Хотя я слышала о том, что в Государственную Думу внесен проект с соответствующими изменениями и поправками.

-Куда гражданам необходимо обращаться, и какие документы предоставить?

-Процедура такая же, как и при других способах использования средств материнского капитала: для получения компенсации затрат владельцу сертификата необходимо обратиться либо в электронном виде через «Личный кабинет гражданина» на сайте Пенсионного фонда, либо в любое отделение МФЦ, или в клиентскую службу пенсионного фонда по месту жительства с заявлением и следующими документами: сертификатом на материнский (семейный) капитал; документами, удостоверяющими личность, место жительства (пребывания) лица, получившего сертификат; СНИЛСом, получившего сертификат,справкой о наличии у владельца сертификата банковского счета с указанием реквизитов. Это стандартный пакет документов.

-Что еще необходимо предоставить при использовании средств МСК на компенсацию затрат на строительство?

-Во-первых, документ, подтверждающий право собственности владельца сертификата или его супруга на земельный участок, предназначенный для ИЖС.

Во-вторых, свидетельство о государственной регистрации права собственности на уже построенный или реконструированный жилой дом. Как правило, в настоящее время это выписка из Единого государственного реестра недвижимости.

-А что если у гражданина не право собственности на земельный участок, а, например, аренда, можно ли в этом случае обратиться с заявлением о компенсации затрат?

-Да, действительно бывают случаи, когда у граждан не право собственности на землю, а иной вид права, например, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка или безвозмездного срочного пользования. Наличие иного вида права на земельный участок не является препятствием для использования средств МСК. Просто гражданину в этом случае необходимо предоставить соответствующий документ, подтверждающий наличие у него такого права.

-Возвращаемся к вопросу о том, какие документы еще необходимо предоставить?

-Пожалуй, один из самых важных – это документ, подтверждающий проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтажа фундамента, возведения стен и кровли) или по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее, чем на учетную норму площади жилого помещения.

-А кто выдает такой документ, и как его получить?

-Выдает такой документ орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство. В Республике Крым органом, предоставляющим такую государственную услугу, является Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (аналог бывшего Государственного архитектурно-строительного контроля – ГАСК). Подать заявление возможно через МФЦ или непосредственно в само ведомство.

Наглядно процедура выглядит так: после подачи заявления объект ИЖС осматривает представитель профильного министерства. Осмотр проводится визуально в присутствии заявителя. Проверяется наличие фундамента, стен и кровли. Во время осмотра представитель ведомства может проводить обмеры объекта. При подтверждении выполнения строительных работ в полном объеме (монтажа фундамента, возведения стен и кровли), а в случае реконструкции при подтверждении того, что общая площадь жилого помещения (помещений) реконструируемого объекта увеличилась не менее, чем на учетную норму площади жилого помещения (насколько помню, в городском округе Судак – не более 8 кв. м общей площади на одного человека) готовится проект Акта освидетельствования. Срок предоставления государственной услуги – в течение 10 рабочих дней.

-Существуют какие-либо особенности при получении такого документа?

-Действительно, об этом документе стоит поговорить поподробнее (улыбается Татьяна – ред.) На самом деле в других субъектах Российской Федерации Акт освидетельствования является обычным документом, по заявлению гражданина в установленные законом сроки выдаваемым уполномоченным органом. Для его получения в других субъектах РФ требуется только предоставить заявление по установленной форме и документ, удостоверяющий личность. Правоустанавливающие документы на землю и строение уполномоченный орган в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает самостоятельно.

Однако в Республике Крым процедура несколько усложнена, а в некоторых случаях получить такой Акт становится вообще невозможным из-за требований уполномоченного государственного органа к пакету документов.

-Татьяна, расскажите о каких требованиях идет речь, и в чем заключается сложность?

-Сложность заключается в следующем. Основным документом, регламентирующим порядок выдачи такого акта, являются Правила выдачи Акта освидетельствования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 г. №686.

Указанными Правилами предусмотрен закрытый перечень документов, который вправе требовать уполномоченный государственный орган при подаче заявления на выдачу акта. К таким документам, как я уже говорила ранее, относятся: заявление лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, и документ, удостоверяющий личность владельца сертификата. В Правилах указано, что к заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости). И это все.

На территории Республики Крым Административным регламентом предоставления Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым государственной услуги по выдаче такого акта предусмотрен другой, более расширенный, перечень документов.

Так, среди документов, не предоставление которых влечет отказ в приеме – это документ, дающий право на выполнение строительных работ (декларация о начале выполнения строительных работ, уведомление о начале выполнения строительных работ, разрешение на выполнение строительных работ), и проектная документация в полном объеме, в случае предоставления документа, дающего право на выполнение строительных работ.

Отсутствие таких документов у граждан является основанием для отказа в приеме документов.

-Почему наличие дополнительных требований со стороны государственного органа делает невозможным получение такого акта гражданами?

-Федеральным нормативно-правовым актом не случайно не предусмотрено право государственного органа требовать от граждан документы, дающие право на выполнение строительных работ и проектной документации. Дело в том, что с 2006 г. на территории Российской Федерации действует упрощенный порядок оформления права на отдельные объекты недвижимости. Речь идет о так называемой «дачной амнистии», позволяющей зарегистрировать право собственности на объект ИЖС на основании технического плана, изготовленного кадастровым инженером, без предоставления (получения) документов, дающих право на выполнение строительных работ и ввода объекта в эксплуатацию, но при условии соблюдения действующих в муниципальном образовании, на территории которого расположен объект недвижимости, правил землепользования застройкой. Поэтому право собственности на большинство объектов ИЖС в Российской Федерации, в том числе и в Республике Крым, оформлено в упрощенном порядке. Такие граждане, как правило, не обращались в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, поэтому у них отсутствуют уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация и т.д.

Соответственно, если гражданин зарегистрировал право собственности на объект ИЖС, расположенный на территории Республики Крым по «дачной амнистии», он не сможет получит такой акт освидетельствования. Ему попросту откажут в приеме документов. Вернее, их примут, а потом вернут без рассмотрения.

Таким образом, получить такой документ смогут только граждане, до начала и по окончании строительства подавшие соответствующие уведомления и декларации.

-Татьяна, как вы считаете, является ли требование таких документов нарушением?

Очевидно, что такое противоречие в нормах федерального и регионального законодательства приводит к нарушению права граждан на использование средств МСК именно таким способом, как компенсация затрат на строительство. Я, когда готовилась к интервью, изучала практику выдачи Акта освидетельствования в других регионах России (чтобы не быть голословной). И не в одном административном регламенте регионов, кроме Крыма и Севастополя, я не встретила подобного. Думаю, что при таком разночтении относительно небольшой категории граждан в Республике Крым удалось использовать средства МСК на компенсацию затрат на строительство.

-Можно ли обжаловать такой отказ?

-Обжаловать можно все. Это право каждого. Вопрос скорее в перспективе такого обжалования. На мой взгляд, необходимо сначала оспорить сам административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче акта (п. 2.6.1.), поскольку он противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и, соответственно, нарушает права и законные интересы граждан. После этого, я думаю, что необходимости в обжаловании действий (бездействия) органа, предоставляющего такую государственную услугу, не станет.

Граждане не должны бояться отстаивать свои права и законные интересы, тем более, если речь идет об очевидном ограничении при реализации права на использование средств, выделяемых гражданам в рамках государственной поддержки.

Напоминаем читателям «СВ» о том, что можно обращаться со своими вопросами в редакцию. Разъяснения последуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *