Государственный инспектор в г. Судаке Республики Крым по использованию и охране земель разъясняет основные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления государственного земельного надзора на территории округа

В своей деятельности встречаясь и общаясь с жителями города, в рамках вопросов, касающихся Государственного земельного надзора, я от подавляющего большинства слышу, что, имея зарегистрированное право собственности на земельный участок или объект капитального строительства, осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия в отношении этого объекта никто не имеет права, а цель использования этого объекта является личным желанием собственника. Однако все не так однозначно, давайте разбираться.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления государственного земельного надзора:

-Земельный кодекс Российской Федерации;

-Федеральный Закон от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. №1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»; и др.

Под земельным контролем (надзором) понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение эффективности управления земельным фондом. Контроль призван следить за правомерностью и соблюдением требований земельного законодательства всех категорий граждан (юридических лиц) при использовании объектов земельных отношений. Меры воздействия надзорных органов нацелены на сохранение существующего фонда земель, устранение случаев противоправных действий и реализацию превентивных мер, а также применение санкций к лицам, нарушившим нормы требований земельного законодательства.

Нарушения, за которые юридические и физические лица привлекаются к административной ответственности, предусмотрены ст. 7.1 и 8.8 КоАП РФ. Рассмотрим каждую из них на конкретных примерах.

Ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок», т.е. фактическое использование земельного участка муниципальной и (или) государственной, либо частной собственности не в границах предоставленного отвода, как правило, захват земель муниципальной собственности осуществляется посредством размещения ограждения (забора) и (или) размещения объекта капитального (некапитального) строительства, сооружения или иных конструкций. Вышеуказанные действия, в свою очередь, образуют обстоятельства, при которых надлежащий собственник (правообладатель) земельного участка лишается возможности использовать участок по своему усмотрению. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий лица, не имея познаний в сфере земельных правоотношений, ошибочно ссылаются на факты, не освобождающие их от предусмотренной законодателем ответственности: «этот забор стоит тут со времен СССР», «я точно не знаю, где проходит граница», «мой забор никому не мешает». Все эти доводы пользователей земельных участков не освобождают их от административной ответственности, так как за нарушение требований ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ предусмотрена ответственность ст. 7.1 КоАП РФ. С помощью современного спутникового геодезического оборудования можно определить фактическую границу земельного участка с точностью до 5 см. При выявлении нарушения собственнику (или пользователю) земельного участка выдается предписание об устранении выявленного нарушения, и накладывается административный штраф в размере, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ. Предписание, в свою очередь, должно быть исполненным и, как правило, содержит несколько вариантов устранения выявленного нарушения с указанием конкретного срока (периода) для его устранения. Под надлежащим устранением ранее выявленного нарушения следует понимать, что нарушителю необходимо снести (переместить) все постройки (части построек) для освобождения дополнительно занятого земельного участка либо оформить право на пользование земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства. Проблема несоблюдения границ земельных участков особо чувствуется в период летнего курортного сезона, когда в городе значительно затрудняется движение из-за автомобильных пробок, узких проездов и т.д. Да, эта проблема частично решается созданием новых мест парковок автотранспорта, объездными путями и другими дополнительными мерами, но корень проблемы остается – это несоблюдение «красных линий» при использовании земельных участков. В результате нарушения кругом лиц земельного законодательства жители и гости нашего города чувствуют дискомфорт и ограничения при передвижении по городу. Кроме того, заборы, здания, сооружения, конструкции, возведенные на самовольно занятом земельном участке, негативно отражаются на внешнем облике курортного города и препятствует формированию эстетической полноценной среды путем разработки, реализации комплексных проектов архитектурно-художественного оформления и благоустройства. Постройки, сооружения и различного рода строения, возведенные на самовольно занятом земельном участке, являются самовольной постройкой и подлежат сносу. Но самое главное, что незаконно возведенные строения несут угрозу жизни и здоровью граждан, так как при их возведении нередко нарушаются требования градостроительных норм и правил.

Ч. 1 ст. 8.8 КоАП «Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 2.1 и 3 настоящей статьи». Для нашего курортного города это наиболее распространенное нарушение обусловлено не целевым использованием земельного участка. Каждый земельный участок имеет вид разрешенного использования, и использование земельного участка в иных целях ведет к нарушению требований ст. 7, 42 Земельного кодекса РФ. Нарушитель, а им может быть как лицо, являющееся собственником земельного участка, так и лицо, не являющееся собственником, привлекается к административной ответственности, ему выдается предписание об устранении нарушения, и накладывается административный штраф в размере, предусмотренном ст. 8.8 КоАП РФ. Например, если земельный участок имеет вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» или «Ведение садоводства», то функционирование на данном земельном участке магазина, гостиницы и ведения иной деятельности, направленной на извлечение финансовой выгоды, считается нарушением земельного законодательства Российской Федерации. Каждый фактически осуществляемый вид деятельности на земельном участке должен соответствовать виду разрешенного использования земельного участка, т.к. это – соответствующие налоги и отчисления в бюджет города. Об особом значении для земельных и имущественных отношений – соблюдения требования целевого использования земельного участка их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами – свидетельствует тот факт, что нарушение этого требования законодатель расценивает в качестве основания для возможного прекращения соответствующих прав на земельные участки, в том числе и права собственности. Напомню, что одна из доходных статей бюджета г. Судака – земельный налог, с помощью которого каждый обязан внести частичку своего вклада в развитие города. Ведь от наполняемости бюджета напрямую зависят чистота и привлекательность нашего города. Согласно Перечню санаторно-курортных и гостиничных учреждений Республики Крым, по состоянию на 31.05.2021 г. в городском округе Судак зарегистрировано 34 (всего!) объекта размещения (гостиниц, отелей, баз отдыха и т.д.) (https://mtur.rk.gov.ru/ru/document/show/59). Эти объекты имеют вид разрешенного использования земли – «гостиничные услуги» и платят соответствующий налог на землю. А также сам вид деятельности подлежит налогообложению. По самым скромным оценкам, только в г. Судаке – более 1500 объектов, фактически предоставляющих гостиничные услуги. Соответственно, более 1466 объектов сферы гостиничных услуг получают доход и не отчисляют налог в необходимом объеме. Смотря на соотношение вышеуказанных цифр, можно увидеть, какой объем финансов недополучает бюджет города.

Также к не целевому использованию земельного участка привлекается собственник, если объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, не соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак, утвержденным 83-й сессией              I созыва от 28.03.2019 г. №906, в части этажности и общей высоты объекта. Например, на земельном участке с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» или «Ведение садоводства» расположен объект капитального строительства – жилой дом, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации и по документам имеющий три этажа. При внеплановом выездном обследовании такого объекта выявляется мансардный этаж, таким образом, фактически объект имеет четыре этажа, что противоречит требованиям Земельного и Градостроительного законодательства Российской Федерации и подпадает под санкцию вышеуказанной статьи Административного кодекса. Выход из этой ситуации только один – демонтаж четвертого этажа. К сожалению, это – единственный возможный вариант развития событий, несмотря на все затраченные средства собственника земельного участка и другие обстоятельства.

Сложна ситуация с земельными участками, расположенными у части русла реки Суук-Су, строениями, возведенными в большинстве своем самовольно, без соблюдения норм Земельного и Градостроительного законодательства Российской Федерации, а также норм охранных зон реки. В результате этого стали невозможными укрепление, расчистка, санитарная уборка русла, что приводит к затоплению части городских территорий при обильных осадках и нанесению материально ущерба как жителям, так и администрации города по ликвидации последствий подтопления. В этом направлении идет системная слаженная работа совместно с администрацией г. Судака, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственным комитетом по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в рамках государственного земельного надзора, а также администрацией г. Судака, в рамках муниципального земельного контроля, запланирован ряд мероприятий по выявлению не целевого использования земель и освобождению земель муниципальной собственности. В соответствии с положениями о государственном и муниципальном контроле (надзоре) в 2022 г. будут проводиться мероприятия в отношении физических и юридических лиц на предмет соблюдения требований земельного законодательства. По фактам выявленных нарушений в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц будут применены методы административного воздействия в соответствии с санкциями, предусмотренными действующим законодательством.

В первую очередь, контрольно-надзорные мероприятия затронут земельные участки, расположенные у дорог с высоким уровнем дорожных заторов. Во вторую очередь, – земельные участки с объектами капитального строительства, использующиеся для предоставления всех видов гостиничных услуг, расположенных на территории городского округа Судак.

Д.С. Каширин, государственный инспектор в г. Судаке Республики Крым по использованию и охране земель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.