«Самая важная и ценная награда — горящие глаза учеников, их неподдельный интерес к предмету» — учитель крымскотатарского языка и литературы Эмине Закерьяева

Учитель – это всегда творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой, может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место.

Наша газета уже рассказывала об учителе крымскотатарского языка и литературы Грушевской школы Эмине Садрадиновне Закерьяевой. По ее мнению, родной язык является не только важным средством общения, но и способом мышления, получения знаний, саморазвития и самовыражения. Чем совершеннее ученики владеют родным языком, тем легче они усваивают знания, точнее мыслят, полнее реализуют свой интеллектуальный потенциал, быстрее налаживают отношения с другими людьми. На основе родного языка и через него формируется национальное самосознание, вырабатываются моральные и этические основы взаимоотношения людей. Он является сокровищницей духовных ценностей народа, основой его дальнейшего прогресса.

Как утверждает Эмине-оджа (уважительное обращение к учителю), «каждый из нас несет изюминку нашего народа, характеризующую нас в целом, это – и уважение к старшим, и почитание традиций, и проявление гостеприимства», и вот уже почти 34 года она старается донести это детям.

С 1988 года она преподает крымскотатарский родной язык в Грушевской школе, а с 2005 года – предмет «Основы исламской культуры Крыма». Каждые пять лет Эмине-оджа  проходит переподготовку по этим предметам в КРИППО. А с 2021-го год работала над программой по предмету «Основы исламской культуры Крыма» под редакцией ныне покойного профессора д.п.н., профессора КРИППО М.А. Хайруддинова.

В 2022 году муфтиятом ДУМК была одобрена программа на русском языке для 2-4 и 5-10 классов (и крымскотатарском языке для 8-9 классов). Сейчас она работает над переводом программ для младшего и среднего звена школы на крымскотатарский язык. В 2022 году эта программа одобрена ученым советом КРИППО и передана на утверждение в коллегию Министерства образования РК. Многиепедагоги Крыма, преподающие этот предмет, будут пользоваться этой программой. Этот предмет очень объемен и сложен, он введен с целью формирования у младшего и среднего школьного возраста мотивации к нравственному поведению и адаптирован под внеклассную занятость детей. Программа предназначена для получения знаний, возрождения культурных, религиозных ценностей и традиций многонационального народа России, а также диалога культур и мировоззрений.

Была проделана колоссальная работа, в процессе которой учителя крымскотатарского языка апробировали, составили свои рецензии и дали свои отзывы об этой программе.

 — Необходимость такого курса назрела давно. Нужно ответственно отнестись к сохранению традиций и духовности – эти проблемы наблюдаются в каждой семье. Культура слабеет. Современный мир поглощает то, что было ценным для наших предков, то, что чтили и уважали. Нужно понимать, что изучение данного предмета – мировоззренческая основа для каждого ребенка, на которой он будет строить свою жизнь. Ведь духовное состояние нашего общества претерпело изменения. В нашей школе ни на один год не прекращалось преподавание «Основ исламской культуры Крыма».

Как признается Эмине Садрадиновна, для нее важны семейные ценности. Подрастающее поколение должно чтить старших, семью, обычаи предков. Знать свои корни, историю. Чтобы сохранить язык, литературу, быт, народный фольклор, нужно бережно относиться к обычаям и родному языку, так как это прямая обязанность родителей и семьи, особенно матерей и бабушек («ана тили» переводится как «язык матери»), общаться с детьми в быту, говорить,  рассказывать, беседовать со своими детьми на родном языке, передавать поколениям свои знания.

Человек, чувствующий связь с предками, сможет твердо стоять на ногах и ощущать уверенность в собственных силах. Эмине Садрадиновной собрано много предметов крымскотатарской культуры, поэтому в ее планах – организовать музей для того, чтобы все желающие могли прийти, пообщаться и прикоснуться к культуре, к тому, чем жили бабушки и дедушки. Для Эмине-оджа важно сохранить и не терять корни.

На данный момент существует проблема в организации музея: в селе Эльбузлы (Переваловке) сохранилось несколько домов крымскотатрской архитектуры. Их было больше, но время берет свое. Сохранился один домик (плетенка-мазанка), что большая редкость для Судакского района. Но домик нуждается в  перекрытии протекающей черепичной крыши. Специфика проблемы в том, что для перекладки черепицы нужен специальный состав земли. Старожилы, которые могли это сделать, к сожалению, не передали свой опыт молодым, поэтому с этим возникла трудность.

По словам Эмине-оджа, этот домик очень подходит под музей крымскотатарской национальной культуры. Она собрала немало экспонатов, характерных для культуры данного села, и мечтает открыть в нем краеведческий музей.

— Не удается пока найти специалиста, готового помочь. Возможно, кто-то прочитает и откликнется, поможет перекрыть черепичную крышу. Особенно хотелось, чтобы откликнулись потомки старожилов села Эльбузлы.

Уже второй год Эмине-оджа ведет школьный театральный кружок. Репертуар – крымскотатарские сказки. По признанию его руководителя, все постановки находят отклик как у участников, так и у юных зрителей. Эти сказки рассказывают о семейных ценностях, житейской мудрости. Участники школьного театра сами готовят костюмы, атрибуты, украшают сцену и репетируют с большим с удовольствием. Спектакли идут на крымскотатарском языке, но их можно понять и без перевода. Ведь в сказках разных культур похожи сюжеты, в них много общего. Перед показом постановки обязательно звучит содержание на русском языке.

Давняя мечта Эмине Садрадиновны – стать историком, поэтому она с интересом вместе с ребятами погрузилась в поисковую работу МАН школьников «Искатель». Ей очень важно, помимо знания языков, прививать детям любовь к родным селам Салы (Грушевке), Османчыкъ (Холодовке) и Эльбузлы (Переваловке).

— Я живу в селе Переваловке-Эльбузлы, работаю в Грушевской школе. Мои воспитанники описали всю историю Переваловки, природные ресурсы, географические особенности, появление старинной джами (мечети), специфическую архитектуру и строительство домов. Работы, посвященные селу Переваловке, были отмечены грамотами на муниципальном и республиканском уровнях. Я с энтузиазмом продолжаю эту работу и никогда не задумываюсь о наградах. Ведь для развития духовного мировоззрения учеников нужна внеклассная работа. Правда, она отнимает много времени, и это – кропотливый труд учителя, но когда работа творческая, то она всегда радостна, отдача от этого огромна, и воспитательная роль значительна. Эти исследования я использую на классных часах и уроках. Нужно передавать историю родного края, как говорится: без прошлого не будет настоящего и будущего.

С нескрываемой грустью Эмине Садрадиновна говорит, что пока финансово не получается напечатать сборник этих работ. Ведь очень хочется, чтобы сохранилась память о людях, ушедших на фронт из с. Переваловки, о вернувшихся и погибших в Великой Отечественной войне, о старожилах этого села.

Школьники, которые понимают и знают язык, включаются в работу по изучению крымскотатарского языка. Уже два года ученики Эмине-оджа занимают лидирующие места в конкурсе «Язык – душа народа», предметных олимпиадах по крымскотатарскому языку на муниципальном и региональном уровнях. Но самым большим своим успехом Эмине Закерьяева считает то, что ее дело продолжается в учениках. Она воспитала молодые кадры: ученики, в классах которых она работала, пошли по ее стопам. Она с радостью делится, что на сегодня ее воспитанницы работают в Грушевской и других школах преподавателями. И, несомненно, если к ней обращаются по каким-то вопросам – всегда готова помочь и никогда не отказывает.

— У меня тоже были какие-то ошибки, не все сразу получалось, но опыт пришел как-то быстро, потому что было движение вперед. Да и помощь была всегда всесторонняя. Так сложилось, что все учителя нашего округа постоянно делятся опытом, поэтому я благодарна всем, кто помогал и продолжает это делать. И сейчас ощущается поддержка и администрации, и коллег. А мы привыкли работать в хорошем тандеме друг с другом. Это отражается на результатах наших учеников – победителей всевозможных конкурсов, фестивалей, олимпиад. Успешный результат, победы в конкурсах приходили сами собой, да они очень радуют, но это не главное. Самая важная и ценная награда – горящие глаза учеников, их неподдельный интерес к предмету. Взгляд понимающего ученика – высшая оценка для педагога.

Беседовала Марина Урникеня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *