Юлия Собко: «Педагогика выбрала меня сама»

В 2020 г. в Судаке произошло долгожданное событие. Впервые за очень много лет в городе открылась новая современная школа, рассчитанная на прием более 800 учеников. Вскоре судакская школа №4 получила имя Героя Советского Союза В.Л. Савельева.

С первых дней работы этого учебного заведения педагогический коллектив возглавляет директор Юлия Александровна Собко. Продолжая цикл публикаций, посвященных Году педагога и наставника, «Судакские вести» пообщались с руководителем самого яркого во всех смыслах общеобразовательного учреждения.

-Юлия Александровна, вы первый педагог в своей семье или это династия? Были ли, как говорится, муки выбора профессии, или это было сразу однозначное решение – буду учителем?

-«Педагогика выбрала меня сама» – именно так можно назвать мою историю профессионального самоопределения. Педагогической династии в моей семье не было, и я не планировала стать ее зачинателем. Моя школьная жизнь подарила мне не только хорошие знания, но и раскрыла меня творчески: я была лидером ученического самоуправления, играла в театре, в КВН, занималась хореографией. После установочной сессии, уже обучаясь в университете по специальности «правовед», я встретила завуча моей школы, уговорившую меня работать пионервожатой. Современным детям покажется непонятной эта должность, но она жива и сегодня во внеурочной деятельности под названиями «Орлята России», «Движение первых». Через год я уже преподавала правоведение, а через два стала завучем по воспитательной работе.

-Что вы преподаете сейчас? Почему именно эти предметы стали для вас главными?

-Я преподаватель предметов социально-гуманитарного цикла: истории, правоведения, религиоведения, основ Православной культуры Крыма, обществознания. Всю жизнь занималась и продолжаю заниматься научными исследованиями с детьми по педагогике, социологии, религиоведению, экономике, праву, философии. И вместе с тем моими хобби и гордостью был танцевальный коллектив «Эксклюзив». За 10 лет его существования я выпустила более 600 учеников, многие из них и по сегодняшний день профессионально занимаются хореографией по всему миру.

-Вы наверняка помните своих учителей. Возможно, кто-то стал для вас примером, чьи методы вы применяли и применяете до сих пор?

-Я сформулировала бы вопрос по-другому: кто повлиял на выбор моего жизненного пути? Этот выбор был сделан благодаря моим наставникам. Две удивительные женщины – моя мама Зоя Михайловна Новикова и первый директор, с которым я работала, Людмила Михайловна Брюхова – всегда поддерживали и верили в меня.

Мама учила мудрости принятия решений, терпению и субординации. Людмила Михайловна была наставником в управленческой деятельности и самым настоящим другом. Именно благодаря их наставлениям 20 лет из 22-летнего опыта работы педагогом я нахожусь на административных должностях. Мамы, к сожалению, уже нет рядом, а вот Людмилу Михайловну я и сейчас трепетно жду на праздновании Дня учителя в школе №4.

-Помните ли вы свой самый первый рабочий день в школе? Каким он был, как вас приняли ученики, и как сложились с ними отношения потом?

-Помню, конечно! Я очень волновалась, пришла к завучу перед первым  уроком, а она сказала: «Иди и учи так, как учили тебя». Сначала я подумала, что она просто отмахнулась от молодого и неопытного педагога. И только потом я поняла, что педагоги, учившие меня, были мастерами своего дела, а их приемы и методы мне действительно очень пригодились на практике. Ученики встретили меня чудесно, ведь им нравится учиться у молодых учителей (мне было 19 лет). Со многими выпускниками мы до сих пор дружим.

-Какими вообще должны быть отношения учителей с учениками?

-Отношения должны быть доверительными, искренними и честными. Дети очень чувствуют неправду и незаинтересованность, а ведь очень важно в каждом разглядеть личность. Иногда именно учитель узнает обо всех переживаниях, неурядицах ребенка первым. Педагог должен хвалить детей. В ситуации успеха не только дети, но и взрослые открываются новыми гранями своего таланта. Но все вышесказанное не имеет смысла, если нет любви к детям. Учитель – это призвание!

-Что вы считаете самым важным в профессии педагога? Каким должен быть современный учитель?

-Прежде всего, педагог должен любить детей. Да, сегодня в обязанности учителя входит очень многое, и это не только уроки. Все успевать, не выгореть на работе, быть 24/7 на связи, генерировать и воплощать новые идеи, быть в тренде со своими учениками, следить за дисциплиной и при этом быть другом ребятам, участвовать в миллионах конкурсах и соревнований – очень сложно.

Современный учитель – это активный, любящий детей и жизнь человек, стремящийся к саморазвитию и творчеству, увлекающий за собой детей в науку, искусство, спорт.

-Что самое сложное и что самое приятное в профессии педагога?

-Сложностей много, и о них говорить не хочется. А вот самое приятное в профессии – это объятия и улыбки детей. Ведь доброе слово – это то, что оставляет нас в профессии. Ежедневно мы отдаем много сил и здоровья детям, часто забывая о своих собственных. Да, учитель ждет признания своих учеников. Ведь величайшее стремление человека – быть оцененным по достоинству.

-Сейчас вы директор самой современной школы в Судаке – расскажите о ней. Чем она отличается от других школ? Каким вы видите будущее своей школы? Вообще – какой должна стать школа будущего?

-Сегодня наша школа воплощает национальный проект «Образование», является площадкой проектов естественнонаучного цикла «Точка роста», «Успех каждого ребенка» по музейному делу, «Юнармии» и анатомии, «Школа МинПросвещения России» – Школа будущего», «Цифровая образовательная среда» и других. За названиями этих проектов стоят высокотехнологическое оборудование, обученные специалисты, реальные возможности раскрытия способностей КАЖДОГО ребенка.

Новейшие цифровые лаборатории по химии, физике и биологии, школьная киностудия, центр детских инициатив, ресурсный центр, лучшая спортивная база по футболу, волейболу, баскетболу, шахматам, настольному теннису, вольной борьбе, карате и т.д. Наша особая гордость – спортивный клуб «Авангард». Он лучший в Крыму и находится в рейтинге 30 лучших в России.

Школа ведет активную социально-партнерскую работу. Благодаря Арт-кластеру «Таврида» вместе с «Движением первых» в школе расписаны фасад и 29 стен. Визуализация пространства «заряжает» детей на успех. Многое партнеры делают для наших детей и, самое главное, слышат ИХ запросы.

Мы активно участвуем в грантовой жизни. Сейчас реализуем два гранта от Президентского фонда культурных инициатив и «Движения первых». Еще один грант – экологический, он позволит сделать рядом со школой, вдоль реки Суук-Су, экотропу с лавочками и фото-ловушками, с возможностью наблюдения за птицами. Говорить о любимой школе я могу часами, поэтому  подробнее можете познакомиться с нами на страницах школьного сайта или группы «Вконтакте».

-Как директору вам сейчас наверняка приходится работать и с детьми, и со взрослыми (другими учителями, родителями) – что самое сложное в работе директора школы?

-С детьми, родителями и учителями я работаю уже более 20-ти лет. Самое сложное в работе директора сегодня – это нехватка времени.

-Какие свои достижения в педагогической деятельности вы считаете главными? И есть ли у вас какая-то профессиональная мечта?

-Среди множества достижений в профессиональной деятельности самыми значимыми я считаю победу в конкурсе «Лучший учитель Республики Крым», «Учитель года» и победу во Всероссийском конкурсе «Лучший методический кабинет Российской Федерации». Моя профессиональная мечта – достойная заработная плата педагогических работников и значимая поддержка специалистов в образовании. Быть всегда полезной людям – тоже моя мечта.

-Есть ли у вас какой-то девиз, жизненное кредо?

-«Творить, пробовать, искать и развиваться».

-Если бы сегодня вам нужно было заново выбирать профессию, изменили ли бы вы свое решение или снова выбрали бы профессию учителя?

-Я бы ни за что не выбрала другую профессию.

-Что вы можете посоветовать молодым людям, планирующим выбрать для себя профессию педагога?

-Работая в разных коллективах, я никогда не оставляла своих сотрудников без помощи и поддержки. Очень важно, чтобы каждый мог разглядеть настоящего наставника в своих коллегах, не боялся спрашивать и был смелее в своих творческих начинаниях.

-Что вы можете пожелать своим коллегам в Год педагога и наставника?

-Дорогим и горячо любимым коллегам желаю благополучия, процветания, творческих успехов и признаний, а также любви своих учеников, поддержки родных и любимых людей, неиссякаемого здоровья и профессионального терпения! Будьте счастливы!

Интервью записал Алексей Рогожин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *