«Когда мои ученики считают, что мои знания и труд помогли им в становлении жизненного пути — высшая награда для меня, как педагога» – учитель математики Ольга Каминскас

Математика, русский, география, литература, физика, химия… Сколько предметов изучает современный школьник за свою ученическую жизнь? Двадцать, тридцать? За каждым предметом стоит учитель. Педагоги, как маяки, которые показывают светлые участки дороги. И чем ярче учитель, человек, тем ярче светит маяк, тем ярче, четче и шире тот путь, по которому они ведут своих учеников. Почти у каждого был учитель, который привил в школьные годы любовь к какому-то предмету, повлиял на выбор жизненного пути. Мы продолжаем рассказывать о педагогах городского округа Судак и сегодня мы представляем интервью с учителем математики Судакской средней школы №2 Ольгой Петровной Каминскас.

Ольга Петровна досрочно закончила Нижнетагильский педагогический институт, а 1 сентября 1979 года пришла в Судакскую школу №2, и уже 44 года она отдала родной школе. Одна запись в трудовой книжке – это говорит о многом. Дочь Виктория пошла по маминым стопам, преподает математику и информатику.

— Ольга Петровна, давайте начнем с традиционного вопроса: почему Вы выбрали профессию педагога? Что побудило вас стать на преподавательскую стезю?

С детства хотела быть учителем. Ярким примером была моя классная руководительница Евгения Васильевна Безух. Она преподавала историю в школе №1, глядя на ее отношение к ученикам, своему предмету, и я хотела сначала пойти на учителя истории, но при поступлении нужно было еще сдавать английский, а я не была уверена, что мой уровень знания иностранного языка будет достаточным для поступления. Поэтому выбрала математику.

Математика – прекрасный предмет, который не только развивает пространственное мышление человека, но и повышает его мышление, творческие способности. Неудивительно, что в нашей повседневной жизни есть множество практических применений математики, что делает ее еще более интересной и увлекательной. Уже с первого дня в школе приступают к изучению этого предмета и стараются освоить его почти до конца своей учебной жизни в той или иной форме. Математику обычно называют глубоким и концептуальным предметом, что делает роль учителя математики довольно сложной задачей. Чтобы быть успешным учителем математики, первостепенное значение имеет высокий уровень знания предмета, энтузиазма и настойчивости.

— За годы работы Вы, наверное, точно поняли, в чем состоит главная задача педагога? Какими чертами характера он должен обладать?

— Помочь ребенку стать гармоничной личностью, раскрыть его индивидуальные способности, пробудить интерес к получению новых знаний – это основные задачи любого педагога.

Учитель должен обладать сдержанностью, терпеливостью, оптимизмом, справедливостью. В моей практике был случай, когда я своей ученице поставила «4» за контрольную, а ее однокласснику – «5». Позже она призналась мне, что ей очень обидно, потому что она делала работу сама, а одноклассник списал у нее. После этого случая я придаю значение таким ситуациям. Поэтому мое негласное правило – ставить заслуженную оценку. Дети прекрасно понимают и знают, где оценка заслуженная. Мне ведь не жалко оценки, для меня важно – чтобы были знания. А если списал, то куда с этим? Красивый табель и все. Я всегда говорю своим ученикам, что хочу, чтобы они со мной здоровались после экзаменов.

— Может, есть какой-то секрет: как полюбить математику, если ты гуманитарий?

— Математика это все же сложный структурированный предмет. Если не понял одну тему, при освоении новой нужны навыки предыдущей, и это может накатываться как снежный ком.

С другой стороны, если брать во внимание анкетирование, которое мы проводим на базе нашей школы, то 85% опрошенных учеников 5-6 классов говорят, что любимый предмет у них – математика. Далее 7-8 классов – 50-60%, 8-9 – совсем мало, а вот учащиеся 10-11 классов скажут, что им нравится математика, но только потому, что она необходима для поступления.

Но бывают очень упорные ученики, которые к концу школы подтягивают свой уровень знаний, но есть и наоборот. У меня был ученик, который обожал математику, всегда по предмету было отлично. Зато литература была нелюбимым предметом. Уже по окончании школы я узнала, что он начал писать стихи, презентовал учительнице русского языка и литературы свою книгу. Он признался, что, закончив технический вуз, на каком-то этапе начал читать книги и понял, что писать – это его призвание. Сейчас работает журналистом.

— Работа с детьми – нелегкий труд, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Как вам удается налаживать контакт с учениками? Может, вспомните какие-то интересные случаи?

— Говоря современным языком, стараюсь быть с ними на одной волне. С учениками в младших классах – через игру, а старшими – увлекательные уроки.

Я 25 лет была классным руководителем, очень благодарна своим детям и их родителям моего первого выпуска. Мне тогда было всего 21. Они очень помогли в становлении меня как педагога и классного руководителя. За первые семь лет классного руководства я поняла, что могу работать, что мне это нравится, и я получаю огромное удовольствие от своего дела. Мы много ходили в походы. Никогда не забуду восторги от первой пойманной рыбы, которой хвастались ночью, а мне очень хотелось спать.

У меня был ученик. Он выпускал стенгазеты. Всем классом всегда удивлялись, откуда он знает все новости. Как оказалось, он забирался в шкаф, устраивался на полке и подслушивал, о чем говорят одноклассники, а рано утром уже висела стенгазета со всеми новостями. Это продолжалось до тех пор, пока он не уснул и не упал с полки.

— Если помните, расскажите о своем первом рабочем дне в школе.

— Мой первый рабочий день – 1 сентября 1979 года. Естественно, я присутствовала на торжественной линейке, посвященной Дню знаний. Классные руководители стояли со своими учениками, а мне пока не дали руководство, и мне так хотелось также стоять рядом со своим классом.

В личном деле Ольги Петровны – множество благодарностей, грамот, сертификатов, дипломов, но с большим трепетом она рассказывает о грамоте «Лучший учитель глазами студента», которую она получила по признанию своей ученицы, студентки железнодорожного вуза. Имея звание «лучшей студентки страны» она назвала Ольгу Петровну, как учителя, причастную к ее успехам.

— Когда мои ученики считают, что мои знания и труд помогли им в становлении жизненного пути – высшая награда для меня, как педагога. Мои достижения – это в первую очередь успехи моих учеников.

Чтобы быть в курсе событий, не отставать, идти в ногу со всем новым и интересным, вместе со своими учениками Ольга Петровна участвует в различных математических онлайн-конкурсах.

— Веду внеурочную деятельность. Радует, что детям очень нравится, потому что школьникам не всегда интересно просто решать примеры. Чтобы внести новизну, уроки разделены на три этапа: разбор темы по программе, интересные факты, доклады, презентации и задания по теме в игровой форме. Это интересно для детей, и они с удовольствием включаются в работу.

— По-вашему, каков должен быть облик современных учителя и ученика?

— Прежде всего, учитель должен отлично знать свой предмет, уметь увлечь детей, быть гибким в общении, увлеченным своим предметом, жизнью во всех ее проявлениях.

Ученик должен обладать критическим и творческим мышлением, решать разнообразные жизненные задачи, быть коммуникабельным, самостоятельно развиваться.

— Считаете ли вы профессию учителя востребованной в наше время?

— Смотря, с какой точки зрения подходить. Если брать заработок по сравнению с другими профессиями – нет, а если с профессиональной и социальной – то считаю профессию педагога и учителя одной из самой престижной и востребованной. Ведь эти люди вкладывают себя без остатка в будущих специалистов той или иной сферы, дают ученикам знания и направляют на осознание будущего пути.

Какой самый главный совет Вы бы дали своим ученикам?

— Упал – вставай и, несмотря ни на что, иди к своей цели.

Постоянно развивай свой кругозор, уважай и цени близких. Просто идти по проторенной дороге – это скучно. Должны быть какие-то препятствия, потому что когда ты их преодолел, ты чему-то научился.

— Назовите и опишите главные принципы педагогической работы.

 – У меня он один: спуститься с высот своих знаний до незнаний ребенка и вместе с ним совершить восхождение – этим я и руководствуюсь в своей работе.

— У Вас есть профессиональная заветная мечта?

— Чтобы мои ученики выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, счастливыми и успешными.

— Что для вас самое сложное и самое приятное в работе?

— Самое сложное – заполнение документации и отчетов, а самое приятное – однозначно общение с детьми, ведь именно они приносят мне позитив, вдохновение и молодость духа.

— В чем заключается учительское счастье?

— Когда проверяешь контрольные работы – а там одни пятерки. Это неописуемое ощущение, когда ты донес тему. Радостно, когда мои ученики приезжают, навещают и говорят, что все у них хорошо, ладится, нет проблем с предметом.

— Если бы Вам пришлось заново выбирать профессию, изменили ли бы Вы свое решение или снова выбрали бы профессию учителя?

— Еще с детства знала, что буду учителем, и это – на всю жизнь. С детьми ты всегда молодой, на их волне. Очень интересно наблюдать за их увлечениями, какими они становятся.

— Ваше жизненное кредо?

Любить тех, кому преподаешь, и то, что преподаешь.

— Что бы пожелали своим коллегам в Год педагога и наставника?

— Желаю всем педагогам неисчерпаемой энергии, благодарных учеников, крепкого здоровья, благополучия в семье и самое главное – мирного неба над головой.

Беседовала Марина Урникеня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *