Математика, русский, география, литература, физика, химия… Сколько предметов изучает современный школьник за свою ученическую жизнь? Двадцать, тридцать? За каждым предметом стоит учитель. Педагоги, как маяки, которые показывают светлые участки дороги. И чем ярче учитель, человек, тем ярче светит маяк, тем ярче, четче и шире тот путь, по которому они ведут своих учеников. Почти у каждого был учитель, который привил в школьные годы любовь к какому-то предмету, повлиял на выбор жизненного пути. Мы продолжаем рассказывать о педагогах городского округа Судак и сегодня мы представляем интервью с учителем математики Судакской средней школы №2 Ольгой Петровной Каминскас.
Ольга Петровна досрочно закончила Нижнетагильский педагогический институт, а 1 сентября 1979 года пришла в Судакскую школу №2, и уже 44 года она отдала родной школе. Одна запись в трудовой книжке – это говорит о многом. Дочь Виктория пошла по маминым стопам, преподает математику и информатику.
— Ольга Петровна, давайте начнем с традиционного вопроса: почему Вы выбрали профессию педагога? Что побудило вас стать на преподавательскую стезю?
— С детства хотела быть учителем. Ярким примером была моя классная руководительница Евгения Васильевна Безух. Она преподавала историю в школе №1, глядя на ее отношение к ученикам, своему предмету, и я хотела сначала пойти на учителя истории, но при поступлении нужно было еще сдавать английский, а я не была уверена, что мой уровень знания иностранного языка будет достаточным для поступления. Поэтому выбрала математику.
Математика – прекрасный предмет, который не только развивает пространственное мышление человека, но и повышает его мышление, творческие способности. Неудивительно, что в нашей повседневной жизни есть множество практических применений математики, что делает ее еще более интересной и увлекательной. Уже с первого дня в школе приступают к изучению этого предмета и стараются освоить его почти до конца своей учебной жизни в той или иной форме. Математику обычно называют глубоким и концептуальным предметом, что делает роль учителя математики довольно сложной задачей. Чтобы быть успешным учителем математики, первостепенное значение имеет высокий уровень знания предмета, энтузиазма и настойчивости.
— За годы работы Вы, наверное, точно поняли, в чем состоит главная задача педагога? Какими чертами характера он должен обладать?
— Помочь ребенку стать гармоничной личностью, раскрыть его индивидуальные способности, пробудить интерес к получению новых знаний – это основные задачи любого педагога.
Учитель должен обладать сдержанностью, терпеливостью, оптимизмом, справедливостью. В моей практике был случай, когда я своей ученице поставила «4» за контрольную, а ее однокласснику – «5». Позже она призналась мне, что ей очень обидно, потому что она делала работу сама, а одноклассник списал у нее. После этого случая я придаю значение таким ситуациям. Поэтому мое негласное правило – ставить заслуженную оценку. Дети прекрасно понимают и знают, где оценка заслуженная. Мне ведь не жалко оценки, для меня важно – чтобы были знания. А если списал, то куда с этим? Красивый табель и все. Я всегда говорю своим ученикам, что хочу, чтобы они со мной здоровались после экзаменов.
— Может, есть какой-то секрет: как полюбить математику, если ты гуманитарий?
— Математика это все же сложный структурированный предмет. Если не понял одну тему, при освоении новой нужны навыки предыдущей, и это может накатываться как снежный ком.
С другой стороны, если брать во внимание анкетирование, которое мы проводим на базе нашей школы, то 85% опрошенных учеников 5-6 классов говорят, что любимый предмет у них – математика. Далее 7-8 классов – 50-60%, 8-9 – совсем мало, а вот учащиеся 10-11 классов скажут, что им нравится математика, но только потому, что она необходима для поступления.
Но бывают очень упорные ученики, которые к концу школы подтягивают свой уровень знаний, но есть и наоборот. У меня был ученик, который обожал математику, всегда по предмету было отлично. Зато литература была нелюбимым предметом. Уже по окончании школы я узнала, что он начал писать стихи, презентовал учительнице русского языка и литературы свою книгу. Он признался, что, закончив технический вуз, на каком-то этапе начал читать книги и понял, что писать – это его призвание. Сейчас работает журналистом.
— Работа с детьми – нелегкий труд, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Как вам удается налаживать контакт с учениками? Может, вспомните какие-то интересные случаи?
— Говоря современным языком, стараюсь быть с ними на одной волне. С учениками в младших классах – через игру, а старшими – увлекательные уроки.
Я 25 лет была классным руководителем, очень благодарна своим детям и их родителям моего первого выпуска. Мне тогда было всего 21. Они очень помогли в становлении меня как педагога и классного руководителя. За первые семь лет классного руководства я поняла, что могу работать, что мне это нравится, и я получаю огромное удовольствие от своего дела. Мы много ходили в походы. Никогда не забуду восторги от первой пойманной рыбы, которой хвастались ночью, а мне очень хотелось спать.
У меня был ученик. Он выпускал стенгазеты. Всем классом всегда удивлялись, откуда он знает все новости. Как оказалось, он забирался в шкаф, устраивался на полке и подслушивал, о чем говорят одноклассники, а рано утром уже висела стенгазета со всеми новостями. Это продолжалось до тех пор, пока он не уснул и не упал с полки.
— Если помните, расскажите о своем первом рабочем дне в школе.
— Мой первый рабочий день – 1 сентября 1979 года. Естественно, я присутствовала на торжественной линейке, посвященной Дню знаний. Классные руководители стояли со своими учениками, а мне пока не дали руководство, и мне так хотелось также стоять рядом со своим классом.
В личном деле Ольги Петровны – множество благодарностей, грамот, сертификатов, дипломов, но с большим трепетом она рассказывает о грамоте «Лучший учитель глазами студента», которую она получила по признанию своей ученицы, студентки железнодорожного вуза. Имея звание «лучшей студентки страны» она назвала Ольгу Петровну, как учителя, причастную к ее успехам.
— Когда мои ученики считают, что мои знания и труд помогли им в становлении жизненного пути – высшая награда для меня, как педагога. Мои достижения – это в первую очередь успехи моих учеников.
Чтобы быть в курсе событий, не отставать, идти в ногу со всем новым и интересным, вместе со своими учениками Ольга Петровна участвует в различных математических онлайн-конкурсах.
— Веду внеурочную деятельность. Радует, что детям очень нравится, потому что школьникам не всегда интересно просто решать примеры. Чтобы внести новизну, уроки разделены на три этапа: разбор темы по программе, интересные факты, доклады, презентации и задания по теме в игровой форме. Это интересно для детей, и они с удовольствием включаются в работу.
— По-вашему, каков должен быть облик современных учителя и ученика?
— Прежде всего, учитель должен отлично знать свой предмет, уметь увлечь детей, быть гибким в общении, увлеченным своим предметом, жизнью во всех ее проявлениях.
Ученик должен обладать критическим и творческим мышлением, решать разнообразные жизненные задачи, быть коммуникабельным, самостоятельно развиваться.
— Считаете ли вы профессию учителя востребованной в наше время?
— Смотря, с какой точки зрения подходить. Если брать заработок по сравнению с другими профессиями – нет, а если с профессиональной и социальной – то считаю профессию педагога и учителя одной из самой престижной и востребованной. Ведь эти люди вкладывают себя без остатка в будущих специалистов той или иной сферы, дают ученикам знания и направляют на осознание будущего пути.
— Какой самый главный совет Вы бы дали своим ученикам?
— Упал – вставай и, несмотря ни на что, иди к своей цели.
Постоянно развивай свой кругозор, уважай и цени близких. Просто идти по проторенной дороге – это скучно. Должны быть какие-то препятствия, потому что когда ты их преодолел, ты чему-то научился.
— Назовите и опишите главные принципы педагогической работы.
– У меня он один: спуститься с высот своих знаний до незнаний ребенка и вместе с ним совершить восхождение – этим я и руководствуюсь в своей работе.
— У Вас есть профессиональная заветная мечта?
— Чтобы мои ученики выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, счастливыми и успешными.
— Что для вас самое сложное и самое приятное в работе?
— Самое сложное – заполнение документации и отчетов, а самое приятное – однозначно общение с детьми, ведь именно они приносят мне позитив, вдохновение и молодость духа.
— В чем заключается учительское счастье?
— Когда проверяешь контрольные работы – а там одни пятерки. Это неописуемое ощущение, когда ты донес тему. Радостно, когда мои ученики приезжают, навещают и говорят, что все у них хорошо, ладится, нет проблем с предметом.
— Если бы Вам пришлось заново выбирать профессию, изменили ли бы Вы свое решение или снова выбрали бы профессию учителя?
— Еще с детства знала, что буду учителем, и это – на всю жизнь. С детьми ты всегда молодой, на их волне. Очень интересно наблюдать за их увлечениями, какими они становятся.
— Ваше жизненное кредо?
— Любить тех, кому преподаешь, и то, что преподаешь.
— Что бы пожелали своим коллегам в Год педагога и наставника?
— Желаю всем педагогам неисчерпаемой энергии, благодарных учеников, крепкого здоровья, благополучия в семье и самое главное – мирного неба над головой.
Беседовала Марина Урникеня