Комментарий Владимира Константинова в связи с 78-й годовщиной начала Нюрнбергского процесса

20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс.

История распорядилась таким образом, что его итоги до сих пор остаются противоречивыми.

С одной стороны, хорошо, что процесс вообще состоялся и впервые в истории человечества страна — инициатор агрессии понесла юридическое наказание. Была осуждена война, нацистский режим, идеология, все преступления нацистов предали огласке. Это произошло впервые в таких масштабах, и, конечно, этим знаменателен Нюрнбергский процесс. Участвовали в нем все державы-победительницы: их юристы, адвокаты, прокуроры, журналисты. В общем была проведена колоссальная работа.

Почему итоги Нюрнберга нас не удовлетворяют? В ходе процесса выяснилось, что масштаб преступлений нацизма настолько колоссален, что расследовать их в течение короткого периода не представляется возможным. Выяснилось, что преступна была не только нацистская идеология и люди, олицетворяющие ее, — нацистская партия, передовые отряды, армия, но и по большому счету весь немецкий народ. Тогда человечество не нашло выхода: кто-то оказался осужден, но это — меньше 1% от всех преступников.

Важно понимать, что в тот период в мире образовалось много противоречий: началась холодная война, политические амбиции стали брать верх над процессуальными и юридическими аспектами. Команде, которая вела процесс, с трудом удалось довести его до конца и осудить фашизм, пусть даже в том усечённом варианте, который стал итогом Нюрнберга. За это им низкий поклон. Мы должны помнить тех, кто довел процесс до конца, несмотря на давление своих правительств, руководителей, которые к тому времени поменялись в Англии и Америке и пытались сбить ход процесса, начали сотрудничать с бывшими нацистами в части получения научных знаний, военных и информационных технологий.

Уроки Нюрнберга для нас следующие. Нацизм как идеология, как страшная бубонная чума человечества, не был ликвидирован. Сегодня очевидно, что прививки от этой заразы европейская часть человечества не получила. Они не пережили такой трагедии, которая постигла советский народ, потерь и разрушений, которые выпали на нашу долю, и оказались очень коротки на память. Все очень быстро выветрилось, забылось. А после ухода из жизни поколения тех, кто стал свидетелями войны, страх перед этой идеологией стал у них исчезать.

Мы наблюдаем в Европе колоссальный нигилизм в восприятии итогов Второй мировой войны и преступлений нацистов. Из истории наглым образом выдираются факты, и новые поколения растут в незнании того, что на самом деле произошло и в каких масштабах.

В этом отношении наша работа в рамках Попечительского совета Мемориала «Красный» вместе с Крымским юридическим институтом (филиалом) Университета прокуратуры РФ — очень важна в масштабах России. Мы рассказываем об ужасах преступлений нацистов не только на экспертном, но и на фундаментальном научном уровне. Попечительский совет ведёт по-настоящему подвижническую, просветительскую работу в школах и вузах. Мы хотим, чтобы в нашей стране люди не забывали о страшной болезни нацизма и никогда не согласились бы смириться с его возрождением.

Откуда взялся нацизм? Каковы мотивы преступлений фашистов? Изучение итогов Нюрнберга позволяет лучше понять, почему европейское общество, которое всегда считало себя передовым в цивилизационном смысле слова, скатилось к такой жуткой человеконенавистнической идеологии.

Абсолютно все европейские страны, за исключением, пожалуй, Сербии и Греции, — участники или соучастники преступлений нацистов. Они поставляли вооружение, оборудование, включая газовые камеры, непосредственно участвовали в войне на стороне нацистов.

Многое в практике нацизма трудно объяснить. Так и нынешняя западная русофобия тоже с трудом объяснима. Но при этом крайне характерно, что Европа, в целом Запад, периодически скатывается к таким идеологическим безумиям.

Источник: http://crimea.gov.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *