«Нет никакого секрета. Я просто люблю свою профессию…» – учитель истории Ирина Булдашова

В 2020 году в России по поручению Президента стартовал уникальный проект «Земский учитель». Благодаря этой программе педагоги могут трудоустраиваться в школы в небольших городах или сельской местности. Участники этой программы получают финансовую поддержку от государства и берут на себя обязательство проработать в школе не менее пяти лет.

Работает эта программа и в Судаке. Одним из ее ярких представителей стала Ирина Викторовна Булдашова – учитель истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им. Героя Советского Союза В.Л. Савельева» ГО Судак. Продолжая цикл публикаций, посвященных Году педагога и наставника, «Судакские вести» познакомились с земским учителем.

-Ирина Викторовна, расскажите немного о себе. Вы первый педагог в семье, или у вас династия?

-Я из семьи учителей. Мой папа был преподавателем истории, директором школы в Челябинской области. Мама – учитель географии. Поэтому я все время хотела быть учителем истории. Не в начальных классах, не географии, не литературы, а именно учителем истории. Но родители настаивали, чтобы я была медиком. Я готовилась в медицинский институт, но в тайне от них подала документы в Челябинский государственный университет и поступила туда на исторический факультет. Закончила его благополучно, стала преподавателем истории и историком.

Работала в школе сначала, но потом мне стало мало. Перешла работать в институт методистом, а поскольку все-таки образование мне позволяло, меня взяли на кафедру преподавателем истории. Но в институте просто педагогического образования было мало. Поэтому я начала писать кандидатскую диссертацию «Государственная деревня на рубеже XVIII-XIX веков Южного Приуралья». Пять лет я работала в архивах и в 2005 году успешно ее защитила, получила степень кандидата исторических наук и продолжала работать в институте. Потом из методиста я стала старшим методистом, потом – замдекана, деканом социально-экономического факультета Уральского социально-экономического института.

Но времена меняются. Такого отношения к истории, как сейчас, например, в те годы не было, поэтому происходит сокращение часов, работы становится меньше, студентов тоже, и я снова перешла работать в школу, точнее, в гимназию города Челябинска. Работала учителем истории, была заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин. Занималась с ребятами исследовательской, краеведческой деятельностью.

-Вы помните свой первый урок в школе?

-Волновалась сильно, но я так себя настроила, что я должна, так сказать, показать себя… Потому что иначе дети тогда меня никак не воспримут. Показать себя в плане и дисциплины, и методического, и информационного материала. С одной стороны, быть «на одной ноге» с детьми, но с другой, все-таки показывать, что есть определенная разница между учителем и учеником, и они тоже должны стремиться к высоким целям. У меня был тогда пятый класс. Это был еще и мой первый опыт, как классного руководителя. Эти дети мне до сих пор звонят, до сих пор мы переписываемся в социальных сетях. Они уже выросли, у них уже есть свои дети, и они их ко мне отправляют за консультациями.

-А своих учителей вы помните? Кто-то повлиял на ваше становление в профессии?

-Конечно, помню. Особенно Зою Михайловну Старкову. Она работала заведующей в музее. И мой папа, Виктор Николаевич, тоже историк, меня с ней познакомил. Очень интересно было ее слушать. В шестом или седьмом классе мы приходили в музей и просто ее слушали. Мы даже могли ничем не заниматься, она делала какую-то работу по музею и нам все рассказывала. И в седьмом классе я написала свою первую серьезную работу. Раньше был такой журнал «Юный натуралист», и он объявил конкурс работ «Школа будущего». И я написала. Отправила и забыла про это. А позже вдруг оказалось, что я заняла первое место в этом всесоюзном конкурсе. И вот в 1987 году, как победитель этого конкурса, я впервые попала в «Артек» на девятый Всесоюзный съезд пионеров и влюбилась в Крым. До сих пор помню эту крымскую лесную ауру, этот волшебный запах. Я пробыла в «Артеке» 41 день и, когда уезжала, думала, как бы мне еще туда попасть. И в 89-м мечта снова сбылась. Газета «Челябинский рабочий» меня, как одного из самых активных юных корреспондентов, отправила туда на съезд.

-А как получилось, что вы оказались здесь, в Судаке?

-В 2020 году, когда Владимир Путин объявил программу «Земский учитель», я решила воспользоваться этой возможностью. Собрала все документы, оформила их, как положено, и отправила в Крым, хотелось именно сюда. Это как раз был год пандемии, результаты должны были объявить в мае, а из-за ситуации их долго не сообщали. И вот после долгого ожидания мне, наконец, ответили – среди большого количества соискателей я заняла первое место. Вот так я попала в Судак и стала работать земским учителем.

Что меня здесь привлекло? Ну, во-первых, новая школа, новый коллектив, и для меня было важно, как примет директор. Поскольку коллектив здесь только-только формировался, мне было легко. И вот мы поговорили с Юлией Александровной (Собко, директором школы №4 – авт.), я вышла на крыльцо школы, стою и думаю: ну все, я хочу здесь жить и работать, хочу именно здесь.

Были, конечно, и сложности в работе. Мне показалось сначала, что образование здесь немного отставало. Но сейчас, когда уже прошло четыре года, я вижу, что наша школа развивается даже быстрее и современнее, чем другие, в том числе на материке. За четыре года работы в Судаке я посетила столько мероприятий разного уровня, и всероссийского, и международного, сколько не было за все время в Челябинске. Здесь у всех есть возможность развиваться, в том числе у меня, как историка. Мне интересно, например, выступать на конференциях в Судакской крепости. Там большая работа проводится, и мы с ними сотрудничаем. Начинала просто как участник и вот уже несколько раз выступала с докладами. В других конференциях в Крыму также участвую.

-Каких результатов вы уже долбились за время работы здесь?

-Я считаю, что успеха можно достичь только в объединении «учитель, ученик и родитель». Потому что без участия и поддержки родителей не все дети будут заниматься наукой, да и просто учебой. И вот по инициативе педагогического коллектива, детей и родителей у нас в школе открылся музей. Он получил свидетельство, зарегистрирован в реестре школьных музеев, и мы уже начали проводить в нем уроки.

Мы знакомим ребят с музеем, объясняем, для чего он нужен, как правильно вести себя там. Правда, экспонатов еще мало у нас. Поэтому мы просим жителей города, наших преподавателей и учеников, чтобы помогали собирать и развивать экспозицию музея, чтобы он живой был, работа там кипела.

Дети, ученики мои в краеведении, истории тоже высоких результатов достигают. Они неоднократно уже становились призерами конкурсов, как республиканского, так и всероссийского уровней.

-Есть какой-то секрет, как достигать таких успехов?

-Нет никакого секрета. Я просто люблю свою профессию. А к детям отношусь не как просто к ученикам, а как к своим единомышленникам. Наверное, поэтому у нас с ними все так отлично получается.

-Помимо уроков и научной работы, чем вы еще занимаетесь?

-Я очень люблю путешествовать. И если бы у меня были деньги, я бы их все потратила на путешествия. С моим восьмым классом (я у них с пятого) мы очень много ездим. Практически каждый месяц куда-то выезжаем. Уже были в Севастополе, Керчи, Ялте, Евпатории, Санкт-Петербурге. В ближайшее время поедем в Москву. И мы не просто так едем, а с экскурсиями. И все эти экскурсии для ребят я составляю сама. Такие поездки это, во-первых, воспоминания на всю жизнь. Прошлогоднюю поездку в Питер ребята вспоминают до сих пор. Ну и образовательный процесс – вот мы, например, сейчас проходим Петра I, а они все это уже видели. Мы прошли Ивана Грозного – пожалуйста, мы скоро увидим Церковь Вознесения в Коломенском (один из сохранившихся памятников эпохи Ивана IV – авт.). Таким образом и лучше запоминается материал, и прививается интерес к познанию Родины с ее богатейшей историей.

Конечно, не у всех есть возможность поехать, но мы работаем над этим. Возможно, это будет какой-то социальный проект, например, для многодетных семей или в формате поощрения для музейных активистов.

-В Год педагога и наставника, что вы можете пожелать ребятам, планирующим в будущем связать свою жизнь с профессией учителя?

-Нужно начинать с качественного собственного обучения. Не пропускать занятия, осваивать дополнительный материал не только в рамках учебного курса. Расширяйте кругозор не только в плане педагогики!

Интервью записал Алексей Рогожин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *