«Как вырастают маленькие леди» — Марина Грачева

Женская история для проекта «Ты прекрасная, нежная женщина» Марины Грачевой, преподавателя Судакской музыкальной школы им. Г. Шендерёва.

«Жила-была девочка Ксенечка», — так начинаются вечерние сказки-импровизации, которые Марина Грачева обязательно рассказывает своей старшей доченьке перед сном. Вот и я решила рассказ о своей визави начать словами: «Жила-была девочка… Мариночка».

Она была любимой дочкой и внучкой в обычной семье из донбасского городка Дзержинск. Все взрослые у них пели: бабушка Полина Терентьевна, дедушка Петр Казимирович, обладатель шикарного баритона папа Виктор Петрович и мама Татьяна Петровна. Папа работал в шахте, мама – инженером на автомобильном предприятии, и маленькая Марина почти все время проводила с бабушкой. Это была настоящая певунья-сказительница, всю дорогу она напевала, рассказывала, сыпала украинскими присказками-поговорками, и перед девочкой открывался удивительный мир народного творчества. На ночь бабушка читала молитвы, внучка повторяла за ней их слова, и они с того раннего возраста отложились в памяти навсегда.

Когда Маринке исполнилось четыре года, папа купил ей игрушечное пианино (наше поколение помнит этот миниатюрный инструмент с настоящими клавишами). А приехавшая на семейный праздник троюродная сестра показала малышке, как сыграть «Во поле березка стояла». «Я поняла, что это же можно теперь играть любую песню! – вспоминает она. – Стала подбирать мелодии сама, становилась рядышком с телевизором и подбирала. Потом выяснилось, что я уже играю «Широка страна моя родная» и что-то там еще». Родители услышали эти исполнительские опыты, и умница-мама тут же повела дочку в музыкальную школу. Но в пять лет принимать ее отказались, велели прийти через год.

Набор в подготовительный класс проходил очень строго, нужно было сдать четыре экзамена – это в шесть-то лет, поступали человек 40, и на одно место претендовали двое. Марину приняли. «Вот я поступила, вышла, помню, такие высокие ступени, они мне тогда казались огромными. Спрашиваю маму: что заканчивают после музыкальной школы? – Музыкальное училище. – А после училища? – Консерваторию». Это красивое слово – консерватория – ей очень понравилось, и уже тогда решила: обязательно буду учиться в консерватории.

Надо заметить, что у милой миниатюрной героини моего рассказа характер, которому позавидует любой мужчина, и, казалось бы, детское решение было реализовано в полной мере. «У меня в течение жизни с шести лет не было вообще никаких сомнений абсолютно, я ни о чем другом не думала, кроме музыки. Мне просто нравилось всегда только это – и всё», — говорит она.

Музыкальная школа была первой в ее жизни, и, вспоминает Марина, бежала туда бегом. «Я очень хорошо помню учителей: приветливые, интеллигентные, хорошо говорят, хорошо одеты, внимание тебе уделяют – мне это льстило». Свою первую учительницу просто обожала, и эта любовь осталась навсегда, до сих пор общаются, переписываются. А любимая учительница знала все ее «кнопочки», где нажать, а где и похвалить. Девочка делала успехи в игре на фортепьяно, что и неудивительно, ведь впоследствии, уже когда была студенткой музыкального училища, выяснилось, что у нее абсолютный слух.

Восемь лет музшколы, где она чувствовала себя, как рыба в воде. Правда, не любила теоретические дисциплины и относилась к ним соответственно. Но когда пришло понимание, что без их знания в музыкальное училище не поступишь, выучила все в ускоренном темпе.

Преподаватель в училище ей достался «оптимистически» настроенный, постоянно внушал: «Ну куда ты? Ростом маленькая, ручка крошечная… ты не сможешь играть много, тяжело тебе будет». Однако упорная девушка не собиралась отказываться от своей мечты, и в этом ее целиком поддерживали родители. После второго курса поехали они с мамой (которая приложила максимум усилий для поисков опытного наставника) к профессору донецкой консерватории, который согласился давать юной пианистке частные уроки. А самое главное – поддержал веру в себя и свои силы. «Ну не будешь ты играть Первый концерт Чайковского… Боже мой, тысячи произведений написано композиторами с маленькими руками. Поэтому будешь играть что-то другое», — говорил профессор.

И в консерваторию она поступила. Очень хотелось на стационар, но пришлось ограничиться заочным отделением — подумала, что родителям сложно содержать ее дальше, и осталась работать в родном училище. На третьем курсе консерватории у нее уже была своя студентка. «Я была счастлива до умопомрачения, — говорит Марина Викторовна. – Потому что сразу преподавать мне не дали, долгое время была концертмейстером по классу домры и у духовиков по классу гобоя и саксофона. Работы было много, учить нужно очень много, плюс тянуть программу консерватории, поэтому о педагогике речь не шла, просто не было времени».

Практически все время было посвящено музыке, и замуж в первый раз она вышла тоже за музыканта, с которым познакомилась в училище. Любимая работа, муж, сложившийся круг общения, друзья, собственная трехкомнатная квартира – в том, что всё вскоре поменялось, виноват… Крым.

В детстве родители старались каждый год повезти  Марину на море, потому что она часто болела бронхитами. И хотя была спортивным ребенком, успевала параллельно с музыкальной школой заниматься в школьной секции легкой атлетики, брала на соревнованиях призовые места – обратите внимание: даже третье место в области по прыжкам в длину (!) – но сказывалась экология. Море очень помогало укрепить здоровье, и уже будучи взрослой, несколько раз она отдыхала в Судаке, климат которого подошел как нельзя лучше. И вот однажды в конце учебного года ей позвонила Наталья Леонидовна Попкова, к тому времени работавшая в судакской музыкальной школе и знавшая ее по совместной работе в музыкальном училище, предложила заменить уходившую в декрет концертмейстера. Дескать, временно, приезжай, попробуешь, останешься на лето, дальше видно будет. «Я думаю: зачем мне куда-то ехать, я себе работаю спокойно в музыкальном училище, — недоумевала девушка. – А тут объявили, что не будет набора на первый курс, значит, мало часов. И я приехала попробовать». Может быть, еще и потому, что была надежда с переменой климата улучшить здоровье.  Так «временно» прошел год. У нее появилась маленькая ученица, к которой прикипела всей душой. А вот с первым мужем жизнь развела, как-то вдруг оказалось, что они совершенно чужие друг другу. «Разошлись без скандалов и ссор, друг другу желаем добра, у каждого сложилась другая семья», — делится Марина.

Со вторым мужем, Сергеем, их тоже связала музыка: он играет на бас-гитаре, сочиняет сам, и какое-то время они вместе выступали, был такой судакский фолк-рок ансамбль «Чорна вода», с уклоном на настоящие инструменты: виолончель, соло и бас-гитара, ударная установка и клавиши. Конечно, для нее, классического музыканта это было не совсем «то», но зато она нередко предлагала собственный вариант своей фортепьянной партии.

Со временем Марина стала заведующей фортепьянного отдела музыкальной школы. С успехом выступала с коллегами на республиканских профессиональных конкурсах преподавателей в категории «соло» и в качестве концертмейстера, а также с воспитанниками школы. А еще совмещала преподавательскую деятельность с работой культорганизатора в центре социального обслуживания пенсионеров. Пожилые люди любили участвовать в музыкально-развлекательных мероприятиях, которые она проводила. Кстати, первый «опыт» постановочно-концертной деятельности – тоже родом из детства. «Мне было лет 6-7, — вспоминает Марина. – Я, подружка моя, еще двое-трое ребят устраивали во дворе наших двухэтажек концерты для бабушек и дедушек. Ставили лавочки, рвали какие-то цветочки, заворачивали в подорожник и вручали нашим зрителям, приглашая на концерт. Я составляла сценарий: кто-то пел, я – «Крейсер «Аврора» и еще что-то, кто-то рассказывал, кто-то показывал спортивные упражнения или сценку. Мне все это до безобразия нравилось, и больше всего хотелось, чтобы нравилось другим, интересно было, как отреагируют на то, что ты делаешь. Но никогда почему-то не было амбиций показать, какая ты.

Правда,  бабушка меня научила, маленькой я залезала на стульчик и говорила: «Выступает заслуженная артистка Украинской ССР Марина Викторовна Ложечко. Она вам споет песню «Птица счастья»». Но на сцене мне никогда не хотелось быть первой, может, комплекс неполноценности какой-то срабатывает, не знаю, одно время я мечтала быть на бэк-вокале у какого-нибудь известного исполнителя.

На сцене мне нравится общаться со зрителем, не говоря ни слова, музыкой. А когда ты поёшь, это другое, ты видишь людей, энергетику, и мне это нравилось, когда я пела в судакском народном ансамбле «Смеричка».  

Зная Марину довольно давно, не раз удивлялась, как она успевает так много, и при этом всегда энергичная, как будто моторчик у нее внутри, всегда спешит сделать что-то еще. Как сама говорит, «в этом и есть интерес жизни. А что интересного – просто лежать и смотреть телевизор? Я не могу так, мне обязательно нужно что-то делать. Но с детства приучила себя к тому, что пока не закончишь одно, за другое не берешься. Все должно быть сделано хорошо».

Но теперь ей приходится в некотором смысле нарушать это правило, потому что сегодня она – мамочка двух долгожданных малышей: первой на свет появилась та самая Ксенечка, которой сейчас три с половиной года. А через какое-то время судьба преподнесла еще один подарок, и потому свою младшенькую, которой уже десять месяцев, они назвали Даринкой. Ответственные родители сумели подготовить старшую дочку к появлению сестрички, и она не воспринимает ее как ту, что забирает у нее маму и папу, даже в первые месяцы уделяли больше внимания как раз Ксюше.

С появлением деток все остальные дела, естественно, отодвинулись на второй план. «Хочется, чтобы детям было уделено максимальное внимание, максимально я могла отдать то, что я знаю, что могу, — говорит Марина. – На первом месте только они». Конечно, многие возрастные мамы ответственны. А в данном случае можно сказать, что мама использует собственную систему воспитания маленьких леди. Нет, она вовсе не стремится к тому, чтобы вырастить вундеркиндов или  пианисток: «Я просто предлагаю… Говорят, до 6 лет ребенок формируется таким, каким он будет во взрослой жизни, что ему будет интересно. Поэтому нужно предложить ему как можно больше, чтобы он мог выбрать».

И музыка занимает в этом выборе важное место. Детские песенки сопровождают малышек с самого рождения, и Ксюша охотно подпевает маме, и уже с трех лет занимается с ней за инструментом. «Я всегда мечтала, чтобы мои дети хоть чуть-чуть были связаны с музыкой. Даже не знаю, кем она станет, когда вырастет, но музыка все равно с ней будет, — убеждена мама. – И музыкальную школу дочки закончат обе, это обязательно». Даринка пока только присутствует при  их занятиях, но и сейчас по ее восприятию можно заметить, что у ребенка есть музыкальный слух.

Ксюша уже в полтора года начала соединять слова в предложения. Мама очень рано предложила ей знакомство с цифрами и буквами, буквы пока ждут своего времени, а считает она с двух лет, а также знает свое полное имя и домашний адрес. Словарный запас у Ксюши, как у взрослой. Девчушка занимается лепкой, рисованием и бальными танцами, готовится к соревнованиям.

Кстати, о бальных танцах, на них ходят обе. Как справедливо полагает мама, ребенку это нужно и для здоровья, и для гармоничного развития. А когда сама узнала, что есть группа для взрослых, тут же записалась. В пятилетнем возрасте она тоже занималась танцами, правда, народными,  танцевала «Тачанку», очень там нравилось, и хореограф была замечательная. «Яркие впечатления на всю жизнь. И до сих пор помню запах зала». Но в силу нескольких причин вскоре от танцев пришлось отказаться, и вот теперь появилась возможность вернуться к ним.

При том, что в их семье долго ждали детей, это очень строгая, и даже порой суровая, мама. Начиная с требовательности к тому, чтобы ребенок говорил правильно, и заканчивая тем, что дети должны понимать слово «нельзя», вопреки существующему на этот счет мнению. «Наверное, это зависит от того, насколько тяжело достались дети, — полагает Марина. – Смотрю на других мамочек – дожили до 30 лет, и особо ни над чем не задумываются. А я понимаю, что если я сейчас не расскажу, то потом мне будет сложно объяснить, что этого уже тогда нельзя было делать. Мы сразу же останавливаемся, и говорю: вот так нельзя, вот так можно. Мы разговариваем с Ксюшей о приличиях, и она хорошо понимает, что значит: так себя вести неприлично. Иногда я говорю: «Маленькие леди так себя не ведут». Она знает, что маленькая леди должна быть доброй, воспитанной, аккуратной, уметь общаться, беседовать, много знать. И ей нравится, когда на вопрос: «Мамочка, я леди?», получает утвердительный ответ». «Работает» в воспитательных целях и та самая сказка про девочку Ксенечку, которую мама рассказывает каждый раз по-разному, в зависимости от того, как прошел день, но основываясь на реальных ситуациях, и на примере «сказочной» героини малышка видит, что она сегодня, может быть, сделала не так или, наоборот, поступила хорошо.

Мама учит дочку усидчивости, трудолюбию и заботе о других, включая «кнопочку» похвалы. «Если мы с ней убираем, она знает, где лежит ее желтенькая тряпочка, идет за ней и вытирает, как может, пыль. Берет веничек, подметает. Она приносила мне водичку, когда я простудилась, вместе с папой наливала чай, вытирала пол возле моей постели – т.е. она за мной ухаживала. Я видела, что ей это нравится. Помощница».

Понятно, что маленькая леди может вырасти только у родителей, которые стараются соответствовать высоким требованиям к ребенку. Вот и Грачевы с большей взыскательностью контролируют свои привычки, речь, поведение, помня, что нужно не только говорить и объяснять, но и в своей повседневности быть примером для детей. А еще Марина, как мудрая женщина, никогда не будет обсуждать воспитательные моменты с мужем в присутствии ребенка, считая, что авторитет отца необходим, потому что по природе он должен быть главой семьи.

Муж ее во всем поддерживает. Справляться с бытовыми делами помогает и его мама. «Надо заметить, что у меня очень хорошая свекровь, — не без гордости замечает Марина, — я ее очень люблю и уважаю». Об отношении же к невестке красноречиво свидетельствует такой факт: когда зашла речь о том, что нужно найти место в квартире, куда поставить пианино для ребенка, бабушка, не колеблясь, выбросила свой шкаф. Не так уж часто бывает, что свекровь прислушивается и делает, как ее просят.

Обо всем этом я расспрашивала Марину Грачеву в преддверии женского праздника, но, конечно, не представляется возможным в газетном формате рассказать подробно все поучительные истории из ее семейно-педагогического опыта, может получиться целая книга. Не удержалась, чтобы не задать провокационный вопрос:

-Не скучаете по работе в музыкальной школе?

-Конечно, скучаю. Как только коллеги позвали поиграть – а они играли «Пляску смерти» Сен-Санса и много всего интересного фортепьянным квартетом –  то, конечно, очень хотелось. А сейчас, когда маленькая Даринка, я понимаю, что времени у меня нет.  

У меня есть пианино, и я могу всякий раз за него сесть, но мне не хватает живого общения и сцены. Надеюсь, что скоро разрешат массовые мероприятия, и я с детками буду приходить на концерты, что тоже много значит для их развития.

Пока же у меня и так много работы. У меня постоянно идет «прокрутка» в голове, что я еще не доделала, что еще нужно дать детям, я постоянно ищу какую-то информацию, что еще интересного для них посмотреть, какие-то развивающие книги, альбомы для рисования, мультфильмы (но их я разрешаю Ксюше смотреть не больше 15-20 минут в день). А отдых для меня – это смена занятий.

Известный педиатр Комаровский говорит, что не должно быть так, что мама живет лишь жизнью ребенка. Марина признается, что у нее как раз так и происходит. Но при этом умеет все же находить время и силы на собственные увлечения. Помимо танцев, это вязание, художественная вышивка, шитье и чтение: «На чтение времени не так много, поэтому пока спит младшая, читается книжка и одновременно проверяется, что делает старшая». Среди ее предпочтений – исторические романы и приключенческая литература, но сейчас больше старается наверстать то, что пропустила в своем детстве.

О чем бы мы ни говорили в тот день,  разговор неизменно возвращался к детям, что так понятно и объяснимо для счастливой мамы. Поэтому в завершение нашей беседы не могла не спросить: счастливая женщина – какая она?

 -Это, наверное, женщина, у которой заполнена чаша любви. У каждого человека есть своя чаша любви, которая заполняется определенными эмоциональными состояниями.

Так вот женщина сама по себе чаша: она должна в первую очередь быть мамой. Не знаю, насколько важно: родить или взять из детского дома, но, во всяком случае, передать обязательно кому-то свою материнскую любовь.

Женщина счастлива, когда ей помогают, это очень важно. Женщина счастлива, когда она остается самой собой – с самой собой, хотя бы на 5-10 минут в зеркале. Когда она понимает, что тоже привлекательна, может нравиться, независимо от того, сколько у нее детей.

У каждого свое представление. Но женщина не может быть счастлива одна, тут много вариантов: либо дети, либо муж, либо всё вместе. Дал тебе Бог ребенка, но ты одна с ним – уже неполное счастье. Или есть муж, но он тиран – опять счастье-несчастье получается. Предназначение женщины – быть мамой, а мужчины – добывать «мамонта» и, конечно, оберегать семью, от мужчины тоже многое зависит.

Можно быть семи пядей во лбу, можно играть как бог на инструменте или еще что-то делать в совершенстве, можно иметь шикарную виллу где-то на Канарах – но прийти домой, когда ты один… мне кажется, это самое страшное. Пусть рассказывают что угодно выдающиеся женщины, но если мужчина еще может быть как-то один, то женщина – нет, мы существа эмоциональные, мы зависим от лунного календаря, тут ничего не поделаешь.

Для меня счастье — это некая совокупность, я бы это себе представила как некий шарик, клубок из множества разноцветных нитей, где если какой-то нитки нет, пробел, значит, кусочка счастья не хватило, нужно возместить другим чем-то.

Я хотела бы пожелать всем быть – нет, не терпимее – а любить людей. Вот когда ты любишь людей так же, как самого себя, тогда никаких войн никогда не будет, и все будут счастливы. Чтобы ни зависти, не корысти, ни подлости не было – а любовь к человеку шла от сердца. В наше время это сложно, а очень бы хотелось.

Общалась Ольга Онищенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *