«Учительское счастье — радоваться успехам ученика вместе с ним» – учитель русского языка и литературы Татьяна Кобыльченко

Наша новая история, посвященная Году педагога и наставника, это история учителя русского языка и литературы школы села Морского Татьяны Викторовны Кобыльченко.

Татьяна Викторовна родилась и выросла в Морском. Как рассказала сама педагог, она жила и росла, как все советские дети того времени, воспитывалась в прекрасной дружной семье. В школе всегда была хорошисткой. Отличалась от своих одноклассников тем, что любила читать, читала много, во всем была старательной, исполнительной. Все эти качества Татьяна Викторовна сохранили и в своей деятельности учителя. Уже 23 года, как она работает учителем русского языка и литературы в Морской школе.

-Татьяна Викторовна, как вы пришли в школу и почему выбрали именно эту профессию?

— В школу я пришла в 1999 г. после окончания Таврического национального университета им. Вернадского (сейчас КФУ). После окончания школы я не планировала быть учителем, но мама настояла на получении высшего образования. Она мечтала, чтоб у меня было высшее образование, считала профессию учителя престижной. А поскольку я всегда была послушной дочерью, я поступила в Симферопольский университет. Учиться мне всегда нравилось, с первого класса я была старательной и прилежной ученицей. Поэтому, став студенткой филологического факультета по специальности русский язык и литература, я полностью отдалась учебной деятельности, которая была мне в радость. (Годы учебы 1994-2000). Чем больше я училась, тем больше понимала, что мне нравится учиться самой и хочется передавать свои знания другим. Работать в школе я не боялась, как другие студенты, учившиеся со мной вместе. Многие сразу говорили, что в школу не пойдут никогда. А я знала, что пойду в школу. И когда меня пригласили работать в Морскую школу, я сразу согласилась. Несмотря на все сложности профессии, я люблю свою работу. К детям отношусь с уважением и пониманием. И дети это чувствуют. Когда ко мне приходят новые классы из начальной школы, они сразу определяют, что я учитель добрый, но требовательный. Высокие оценки у меня можно заслужить только честным трудом и старанием.

-Если помните, расскажите о своем первом рабочем дне в школе?

— Именно первый день я не помню, но первый год работы не забуду никогда. Мне дали два пятых класса. Часов было много, около 30 уроков в неделю. Для начинающего учителя — это очень много, плюс классное руководство. Нехватка учителей – это вечная проблема сельских школ. И меня нагрузили по полной программе. Мое состояние тогда можно было сравнить с ощущениями брошенного в воду щенка. И сейчас, вспоминая то время, я понимаю, что мне удалось выплыть именно благодаря огромному энтузиазму, желанию открыть детям мир русского языка, сделать их грамотными, ведь классы мне достались слабые. Я старалась не только научить детей предмету, но и показать важность знаний, научить учиться. Первые полгода были очень сложными. Были конфликты с учениками и их родителями. Но постепенно мы сработались, и дети поняли, что все мои старания – ради них, что учеба – это труд, который может приносить радость, а не только мучения. То, что я выбрала правильную тактику поведения и отношения к детям, я убедилась тогда, когда эти дети и их родители, закончив уже школу, при встрече говорили мне слова благодарности. Я всегда была и буду заинтересована не только в обучении детей грамотности, но и, что более важно, в том, чтоб они были хорошими людьми, умели взаимодействовать с окружающим миром, одним словом, были полезными членами общества, смогли найти в нем свое место.

-Ведете ли внеурочную деятельность?

— В последнее время приоритетным направлением в образовании стало обучение детей функциональной грамотности. Одной составной частью ее является обучение читательской грамотности. Для современных детей процесс чтения становится трудоемким. Для многих понимание печатного текста подобно преодолению полосы препятствий. Поэтому моя внеурочная деятельность связана со словесностью. Последние годы я веду курс по смысловому чтению в 6-7 классах. Я учу их внимательному отношению к слову, пониманию того, что слово – это большая сила, это энергия, которая может стать как положительной, так и отрицательной.  Стараюсь довести до их понимания, что только чтение помогает человеку развиваться и умственно, и духовно.  Как я когда-то нашла все ответы на свои вопросы в произведениях классиков, так и они, читая книги, смогут избежать многих ошибок в жизни, если проживут разные жизненные ситуации с героями книг.

-Участвуете ли вы профессиональных конкурсах? Почему педагогу важно в них участвовать?

— В 2020 г. я участвовала в муниципальном этапе конкурса «Учитель года», по итогам которого я стала лауреатом. В этом, 2023-м, я приняла участие в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель русского языка и литературы». До призовых мест я не дошла, но получила новый опыт, сделала для себя новые открытия в деятельности учителя.  Педагогу обязательно нужно участвовать в профессиональных конкурсах. Слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского, 200-летие которого отмечается в этом году, до сих пор не утратили своей справедливости. Он утверждал, что учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает Учитель. И здесь я полностью согласна. Участие в конкурсах дает возможность выйти из зоны комфорта, из школьной рутины, которой немало в нашей работе, которая порой требует больше времени и внимания, чем непосредственная работа с детьми. А в таких конкурсах учитель проявляет именно свое педагогическое мастерство. Он тоже учится, развивается, приобретает новый опыт. Без этого действительно педагог постепенно угасает как Учитель, развитие должно быть постоянным. Ведь жизнь меняется, и учитель тоже должен меняться, совершенствоваться, идти в ногу со временем.

-Вы работаете в сельской школе, можете сравнить, как изменилась школа за последние годы в плане материально-технической базы и вашей работы как учителя…

— После 2014-го наша сельская школа резко стала меняться. Появилась возможность обновить материальную базу кабинетов. Появились новые наглядности в кабинетах биологии, географии, истории и других. Каждый кабинет оснащен компьютерными средствами обучения, что помогает учителю разнообразить урок, дополнив его видеоматериалом. А в условиях цифровизации образования – это обязательный компонент обучения. Также в нашей школе заменили всю школьную мебель на новую. В прошлом году поменяли на новые электрику, плафоны, линолеум. Мой кабинет совсем не такой, в каком училась когда-то я. Он светлый, уютный, удобный. Условия для продуктивной работы созданы все. Но даже такие комфортные условия, наличие всех наглядностей, помогающих облегчить труд учителя, требуют творческого подхода, активного участия учителя в процессе обучения.

-Какой, на ваш взгляд, должна быть школа будущего?

— Размышляя о школе будущего, зачастую имеют в виду совершенствование, усложнение, модернизацию учебного процесса. Но, на мой взгляд, это нарушает баланс основных функций школы – обучения, воспитания и развития. Особенно обидно за воспитание. В последние 20 с лишним лет его явно недооценивали. Еще А.С. Пушкин почти 200 лет назад замечал, что все беды России происходят по одной причине – из-за отсутствия воспитания.

В последние годы обострилась проблема обесценивания человека. В условиях новых рыночных отношений и пропаганды личного успеха, индивидуализма, расче­та на свои силы слабеют и сходят на нет желание творить добро, бескорыстная помощь ближнему. Умный, образованный человек – это, безусловно, хорошо, но еще лучше – истинный гуманист, относящийся к человеку как к высшей ценности на земле. И это необходимо внушать с первого класса школы, занимаясь такого рода воспитанием неусыпно, ежедневно. Иначе человечество истребит себя.

Многие думают, что воспитательная система школы создается для воспитания детей. Не только. Потому-то она и система, что включает в себя и взрослых, в ней работающих. Воспитывающая деятельность должна объединять учителей разных предметов. Учить они должны разным наукам, но воспитывать в одном направлении: человечности, уважения к окружающим и к своей стране, малой родине.

Поэтому, на мой взгляд, школа будущего – это школа, где первостепенным является воспитание, развитие Человека. И участвует в этом процессе весь педагогический коллектив как единый механизм.

-Каков, по-вашему, должен быть облик современных учителя и ученика?

— Современный учитель, во-первых, должен быть Человеком. Это значит, что он должен обладать высокоморальными качествами, иметь активную жизненную позицию и участвовать в общественной жизни. Хороший учитель всегда признает свои ошибки и исправляет их, он относится к ученикам с уважением, как к равным, и старается к каждому найти подход.

Во-вторых, педагог должен ставить перед собой цели и достигать их, регулярно совершенствоваться в профессиональном плане и быть нацеленным на всестороннее образование, без этого нельзя оставаться современным.

В-третьих, современный учитель – это специалист, в совершенстве владеющий педагогической теорией и практикой, эффективно организовывающий свою деятельность, обладающий тактичностью, умением слышать и слушать, терпением.

Каким должен быть облик современного ученика, мне сказать сложно. Мне бы хотелось, чтоб современные дети были дольше детьми. Они сейчас быстро становятся взрослыми из-за обилия информации, получаемой ими из гаджетов, они быстро теряют детскую непосредственность, становятся не по-детски циничными.

-Нужно ли педагогу становиться ученику другом? Что это дает для взаимоотношений: педагог-учитель?

— Я считаю, что учитель не должен стоять на одной ступеньке с учеником, но не должен и возвышаться. Субординация, конечно, должна быть. Но это не может мешать им общаться на равных. Общение с учеником не должно ограничиваться только урочным временем. Неформальное общение на внеклассных мероприятиях, в совместных поездках, походах, участие в конкурсах, делает из учителя именно наставника, направляющего деятельность ученика на «разумное, доброе, вечное».

-Какой самый главный совет вы бы дали своим ученикам?

— На выпускных вечерах я обычно даю в своей речи самый простой, но очень важный совет: в любой ситуации оставаться людьми. В 11 классе при изучении творчества В. Шукшина я обязательно читаю с ними рассказ «Ванька Тепляшин», где изображена типичная во все времена ситуация: равнодушие к людям в угоду исполнения должностной инструкции. Я напоминаю им об этом, и они понимают, что я имею в виду.

-Назовите и опишите три главных принципа педагогической работы

— Свою работу я строю на принципах уважения к ученику, ответственности за результаты своей работы и постоянного профессионального роста.

-У вас есть профессиональная заветная мечта?

— В начале своей педагогической карьеры у меня была мечта стать учителем с большой буквы, быть профессионалом. А поскольку совершенству нет предела, я все еще на пути к своей цели. А еще я бы хотела никогда не испытывать состояния профессионального выгорания. Потому что считаю, что ходить на работу в школу без желания туда идти равносильно профессиональной смерти, если можно так выразиться.

— Что для вас самое сложное и самое приятное в работе?

-Для меня самой сложной является работа с родителями, которые или не уделяют должного внимания своим детям, или, наоборот, не видят их недостатков, во всем потакают, не воспринимают никакой критики в адрес ребенка. В таком случае очень сложно научить ребенка адекватной самооценке.

А самым приятным для каждого учителя, я думаю, является слышать искренние слова благодарности за свой труд. Это одна из особенностей нашей профессии, когда результаты своего труда можно увидеть через несколько лет, когда выпускники нашли себя в жизни, и в этом есть твоя заслуга.

-В чем заключается учительское счастье?

— Учительское счастье – радоваться успехам ученика вместе с ним. Это самые счастливые минуты, когда ученик, получая высокую оценку за сложные задания или за экзамен, кричит: «Ура! Я сдал!» В такие моменты испытываешь удовлетворенность от своего труда, радостные эмоции, перекрываюшие весь негатив в профессии учителя.

-Представьте, что вам снова 17 лет. Вы заканчиваете школу и задумываетесь о выборе профессии. Стали бы вы снова учителем или выбрали бы другой путь?

— Неоднократно я слышала в свой адрес слова окружающих: «Как ты там работаешь? Сейчас работать в школе невозможно, сплошные нервы!» Да, сложно. Но никогда у меня не возникала мысль о смене деятельности. Дети одинаковы всегда и во все времена. А сложности создают взрослые.

-Что бы пожелали своим коллегам в Год педагога и наставника?

— Хочу пожелать всем оптимизма, неугасающего желания сеять разумное, доброе, вечное, несмотря ни на что, и обязательно сохранять чувство юмора. С ним и здоровье будет крепче.

Интервью записала Наталья Бобривная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *