Немистический успех публичного спиритизма

Последний год уходящего ХХI века привнес в Судак роскошь, выходящую за рамки статуса провинциального приморского городка – свой театр. С тех пор ежегодно театр (теперь уже народный) Судакского городского Дома культуры «Апартэ» балует своих многочисленных и верных поклонников весенними премьерами.

Свой 16-й по счету спектакль актеры традиционно приурочили к Международному дню театра. Пьесу руководитель «Апартэ» Зимфира Маштакова и режиссер-постановщик Марина Макарова выбирали, как всегда, тщательно (не без консультаций с труппой, разумеется). В результате решили закрепить успех прошлого года и представить зрителям еще одну комедию английского драматурга Ноэля Коуарда (в переводе М. Мишина) – на сей раз мистическую.

Будет уместна небольшая справка из Википедии. Пьесу «Неугомонный дух» («Blithe Spirit») драматург, актер, композитор, режиссер, автор двух романов сэр Ноэль Коуард (1899-1973) написал в 1941 г. В 1946-м режиссер Дэвид Лин ее экранизировал. Фильм был номинирован на премию «Ретро-Хьюго» за лучшую постановку. Пьеса успешно покорила многие подмостки мира. В частности, в 1996-м ее ставил Саратовский академический театр драмы.

Фабула пьесы удобна для постановки – не нуждается в большом количестве актеров, частой смене декораций и особых театральных эффектах. Литератор Чарльз Кондомайн (Алексей Рогожин) собирается писать криминальный роман, одним из персонажей которого будет, по замыслу, шарлатанка-медиум. Представляется случай тесно пообщаться (так сказать, для «рисунка с натуры») с прототипом такого персонажа – некой мадам Аркати (Галина Дыбач). Для этого чета Кондомайнов – Чарльз и его супруга Рут (Зимфира Маштакова), пригласив эту экзальтированную мадам, вовлекает знакомых – доктора Брэдмена с женой (Андрей Низовцев и Марина Макарова) – в совместный спиритический сеанс. В ходе метафизического действа в комнату иррациональным образом проникает, выражаясь словами мадам Аркати, «какое-то постороннее тело, не считая моего, разумеется». Чудесным образом видит и слышит его только Чарльз (не считая, конечно, зрителей). Для писателя привидение – не незнакомка, она – частично материализовавшаяся его бывшая супруга Эльвира (Айше Усеинова), умершая за семь лет до происходящих на сцене событий. Дух Эльвиры вносит смуту и сумятицу в семейную жизнь Кондомайнов. Изобретательному Чарльзу не сразу, но удается доказать Рут, что он не болен «белой горячкой» и не сошел с ума. Однако то, что супруг (опять же цитата) «раз в жизни захотел иметь галлюцинацию», никоим образом не успокаивает Рут. Она видит в духе Эльвиры прямую конкурентку и готова избавиться от нее любым способом, вплоть до того, чтобы апеллировать к епископу Кентерберийскому. Кроме того, ряд «поступков» Эльвиры наводит Рут на мысль, что коварный дух хочет побыстрей свести Чарльза в могилу, чтобы оставить миссис Кондомайн «с носом». Этими соображениями Рут делится с Чарльзом и, не сразу, но со временем, заставляет мужа сомневаться в безобидности привидения. Чета опять прибегает к помощи мадам Аркати, но очередной ее транс безрезультатен. Духу таки удается завершить коварный план, но результат покушения – трагическая (впрочем, не очень, комедия все-таки) гибель Рут. Разгневанный Чарльз уже сам выступает в роли экзорциста (изгоняющего бесов) и, как ему кажется, избавляется от привидения. Увы, заключительная сцена свидетельствует о том, что он – во власти духов обеих горячо (впрочем, не очень, комедия все-таки) им любимых женщин. А, следовательно – его дни сочтены.

Искренне жаль, что текстура и динамика пьесы весьма существенно ограничила возможность вдоволь поимпровизировать исполнителям ролей чопорных Брэдменов. Тем не менее, игра Марины и Андрея в обозначенных рамках была безукоризненной.

Как всегда, на лимите сценарной нагрузки великолепно выступила тройка лидеров труппы – Зимфира Маштакова, Алексей Рогожин и Галина Дыбач. Кстати, исполнительнице роли мадам Аркати повезло вдвойне. Во-первых, она играла именно в своем амплуа (это легко доказать, вспомнив ее роли в предыдущих спектаклях). Во-вторых, импровизировать, регулярно впадая в транс, как говорится, сам Бог велел.

Вряд ли ошибусь, утверждая, что дебютантка Айше Усеинова вошла в состав труппы «не с улицы». То, как двигался на сцене «неугомонный дух», как безукоризненно была сыграна роль, обличают в актрисе профессионала.

Заслуженно награждена аплодисментами еще одна дебютантка, исполнительница роли служанки Эдит Ирина Карпенко.

Следует также поблагодарить за удачную премьеру оформителей Жана Батурина (музыка), Святослава Мысива (свет), художника Татьяну Храпач, а также постоянного спонсора спектаклей «Апартэ» – предпринимателя Г.Д. Чернова.

В. Садовый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *