Андрей Некрасов: «Мой амбициозный проект во благо города – не дать угробить Капсельскую долину и другие территории городского округа Судак, потенциально пригодные для размещения объектов курортно-рекреационного комплекса»

В первый понедельник октября отмечается Всемирный день архитектуры. Появление этого праздника не случайно, ведь архитектура – то, что окружает нас каждый день, это внешний вид домов, улиц, городов. Наше отношение к окружающему миру определяют, в том числе, и архитекторы. Архитектор в переводе с древнегреческого — главный строитель. В современном  мире он занимается созданием облика городов, его можно даже назвать специалистом по красоте города. Местным архитектурным «мозговым центром» является отдел территориального планирования и градостроительного развития администрации города Судака, а идейным вдохновителем, генератором новых проектов, направленных на улучшение и совершенствование облика городского округа Судак, — заместитель главы администрации, главный архитектор города Андрей Некрасов.

— Андрей Васильевич как вы пришли в профессию? Мечтали о ней или так сложилась судьба?Некрасов

-Быть архитектором я никогда не мечтал, просто так сложилось. Это по должности я главный архитектор, а по образованию — инженер-строитель. Многие годы я работал в строительной отрасли, а в 2003 году пришел в администрацию, тогда главным архитектором Судака был Николай Васильевич Саражин, и я работал у него заместителем. Спустя три года эта должность была предложена мне, так я и стал главным архитектором Судака.

— Вы давно живете и работаете в Судаке, вы видели, как менялся город. Каким он был и каким он стал? Можете сравнить?

— Те 23 года, которые я здесь живу, я вижу, как Судак меняется. Конечно, хотелось, чтобы он быстрее превращался в привлекательный, интересный курортный туристический город. Если мы немного обратимся к истории, то любой судакчанин помнит, что статус города Судак получил в 1982 году, до этого он был поселком городского типа, а еще раньше представлял из себя несколько разрозненных посёлочков, которые были сформированы совхозами и колхозами. Это уже со временем они укрупнились и стали, например, совхозом-заводом «Судак», а раньше их было несколько, и каждое хозяйство формировало свою застройку. Она получилась несколько хаотичной, поэтому, когда произошло объединение, мы получили город, застроенный так, что даже простому обывателю понятно: внешний облик Судака далёк от архитектурного ансамбля.

Сегодня уже многие застройщики, в том числе застройщики индивидуальных жилых домов стали понимать, что создание какого-то объекта архитектуры должно быть не только качественным, но и отвечать многим требованиям. Например, раньше можно было наблюдать: построил человек себе дом, и изначально он делал комфортную среду обитания внутри своего жилища, а внешняя фасадная часть дома не штукатурилась годами. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, меняется сознание людей. Мы уже наблюдаем совершенно иную картину: люди не только облагораживают свое жилище внутри, но и начинают более ответственно относиться к отделке фасадов, к прилегающим территориям, вплоть до того, что появляются места озеленения и отдыха, которые находятся за границами этого частного домовладения. И это радует, потому что каждый стремится украсить не только свое личное пространство, свою среду обитания, но и облагородить внешний облик города.

Конечно, и сейчас сложности остаются, город меняется постепенно, но в любом случае, если иметь какую-то память и жить в нем очень долго, то понимаешь, что Судак преображается, и администрация играет в этом самую не последнюю роль. И я считаю, что за последние годы было сделано немало. Еще недавно, до начала 2012 года, у нас был город одной улицы, все ездили по улице Ленина, в одну и в другую сторону, были сумасшедшие пробки. Город Судак был единственным городом в Крыму, где не было ни одного светофора. Улица Октябрьская и улица Гвардейская представляли собой просто какую-то объездную убитую дорогу, где во многих местах не было тротуаров вообще. В 2011 году мы разработали схему одностороннего движения, мы её утвердили, и с начала 2012 года судакчане и гости города стали передвигаться, пользуясь новой схемой движения. Конечно, вначале мы услышали много нареканий, недовольства. Надо отдать должное твердой позиции, смелости  нашего мэра Владимира Николаевича Серова, который поддержал эту идею (потому что она рождалась еще раньше, в 2008-2009 годах). Потом у нас появились светофоры,  тротуары, ожили другие улицы. Сегодня у нас появилась еще одна магистраль по улице Коммунальной, и это  не предел. Сейчас мы работаем над оптимизацией схемы транспорта. Потому что его поток транспорта растет, Судак задыхается от потока автомобилей. А если учесть, что в скором времени будет открыт мост через Керченский пролив, наш маленький городок, особенно в курортный сезон, может погрузиться в транспортный коллапс, город встанет. Поэтому сейчас мы активно работаем над оптимизацией  схем транспорта. Будем улучшать, уже есть проекты.

— Чуть-чуть можно приоткрыть завесу?

— Можно, — улыбаясь, отвечает главный архитектор. — Есть у нас улица Почтовая.  Автомобилисты знают, что при выезде с нее возле городского суда на улицу Ленина повернуть направо можно без проблем, а вот поворот налево — конфликтный. Дублером улицы Почтовой станет дорога, которая соединит от площади Молодежной улицу Ленина с улицей Бирюзова. Этот проект мы разрабатывали еще в 2013 году, сейчас будет сделана корректировка по российским нормативам, и в ближайшее время проект начнет воплощаться в жизнь. А вообще у нас много городских улиц находится в работе, чтобы улучшить, сделать их более удобными в плане доступного передвижения по Судаку.

— Андрей Васильевич, каждому руководителю в своей жизни приходится сталкиваться с такими понятиями, как «популярное и непопулярное» решение. Приходилось ли вам, как главному архитектору города, принимать решение, которое не находило понимания у жителей, а впоследствии все-таки было оценено?

— Таких моментов в жизни было очень много, единственное, что ты не всегда обращаешь на них внимание. Больше упрекаешь себя за какие-то ошибки, которые потом бывает трудно исправить. Ошибаются все, ошибался и я. Есть ошибки, которые будут до конца дней меня мучить, а я буду стараться их как-то исправить. А если говорить о решениях популярных и непопулярных, я сразу же вспоминаю схему движения автотранспорта, я с ней бился, начиная с 2008 года, потом в 2009 году предлагал разгрузить город, распустить автотранспортные потоки. Да, непонимания было много. Но все равно решение было принято, меня многие поддержали, в том числе и глава администрации, и мы этот проект реализовали.

— Не могу не коснуться главного документа   — генерального плана городского округа Судак. Скажите, пожалуйста, на какой стадии находится его разработка? Что мы можем сказать нашей «взволнованной» общественности?

— Дело в том, что общественность редко бывает спокойной, – улыбаясь, отвечает Андрей Некрасов, — и мы к этому относимся с пониманием, потому что сколько людей, столько и мнений, и надо уважать мнение других, мнение общественности. Что такое генеральный план? Из 16 населенных пунктов городского округа Судак у нас есть 14 юридически действующих генеральных планов сёл, поселка и города. На сегодняшний день они не совсем отвечают тем требованиям, которые необходимы для дальнейшего развития территорий. И сейчас самая главная проблема в том, что у нас нет генерального плана всего нашего муниципального образования — городского округа Судак. Все 16 населенных пунктов, должны быть  единым организмом – муниципальным  образованием в полном смысле этого слова. До 2014 года «Большой Судак»  по сути был муниципальной матрешкой,  в которой у нас было 8 советов: шесть сельских, поселковый и городской, являющихся самостоятельными органами. Сегодня же мы разрабатываем генеральный план, полностью объединяющий все эти населенные пункты в одно целое с единой перспективой развития для всех. И эта перспектива будет заложена в генеральный план. Кроме этого, параллельно разрабатывается стратегия развития, программа развития на среднесрочный период, на долгосрочный период. Генеральный план для нас разрабатывает проектный институт «Уралгражданпроект» (город Екатеринбург). Финансирует разработку генерального плана администрация Свердловской области. Они наши шефы, они закреплены за нашим городом. Жители Судака уже смогли увидеть, какую помощь они нам оказывают, её можно подойти, потрогать – это и новый автопарк для ЖКХ. А есть и то, что потрогать нельзя – это профессиональная помощь  и, что немаловажно — они помогают с финансированием по разработке генерального плана. Весной этого года проектным институтом «Уралгражданпроект» был получен первый транш финансирования, и работа была начата. Сейчас в Судаке находится уже третья рабочая группа проектировщиков разных отраслей. По календарному плану, в декабре у нас должна быть готова и выдана концепция генерального плана. Именно эта концепция и станет темой для разговора  со специалистами разных отраслей нашего города для оценки,  подготовки предложений и обсуждения этой концепции общественностью. Самая главная цель этого документа — объединить не только город, объединить весь городской округ Судак. Многим трудно это понять. Мы привыкли – вот город, вот его генеральный план. Теперь же сюда войдет и концепция развития всех наших сел. Что касается преемственности с ранее принятыми документами, всех идей, предложений, которые были заложены в каждый генеральный план отдельного населенного пункта, они все будут рассмотрены, учтены, и в основу лягут самые лучшие и хорошие идеи развития.

— У любого человека есть свои амбициозные проекты. Они могут касаться как личной жизни, так и профессиональной деятельности. Есть ли у вас мечта, амбициозный  проект, который вы обязательно хотели бы воплотить в своей работе во благо города?

— У нас есть территория Капсельской долины. На сегодняшний день у многих инвесторов появляется желание, и оно преимущественно – построить жилье на берегу моря. И вот мой амбициозный проект, моя мечта, то, чего я хочу – не дать угробить эту территорию, не размещать там никаких апартаментов, никакого многоквартирного жилья у моря. Это должен быть какой-то единый курортно-рекреационный комплекс, так как это единственная возможность для нашего города сохранить «золотой запас», нашу уникальность для размещения именно рекреационных объектов. Если сейчас мы правильно сформируем градостроительную документацию, заложим качественный фундамент, который даже, может, и не будет реализован при моей жизни, при моей работе, самое главное, чтобы в будущем это была территория, которая бы гармонично развивалась, не ущемляя природного ландшафта и способствуя развитию Судака как курорта от мыса Алчак до Меганома. Эту территорию надо обязательно сохранить и строить так, чтобы это была грамотная, комфортная  застройка курорта мирового уровня. Чтобы это был единый организм, а не раздробленный кусок земли, застроенный непонятно чем. Так же и  другие территории городского округа Судак, потенциально пригодные для размещения объектов курортно-рекреационного комплекса, если сегодня потерять – это преступление.

— Тем более что у нас уже есть яркий пример – район аквапарка.

— Район аквапарка — это вообще место, где нельзя было размещать жилые строения по многим причинам. В первую очередь, даже исходя из того генерального плана, который был разработан. Вообще там должен был быть центральный парк культуры и отдыха, парковая зона, зеленые насаждения, которых на сегодняшний день нашему городу очень не хватает. Но тогда жизнь диктовала своё. Эта застройка привела к тому, что была дана сумасшедшая нагрузка на инженерные сети, на очистные сооружения, на водопровод, электроснабжение… Плюс ко всему, как бы там ни было, это долина реки, и никто из живущих не застрахован от подтопления, т.е. раз в 50-100 лет  жди беды. Скажу так, что район аквапарка – это яркий пример бездумной застройки и того, как делать нельзя.

— Кстати, по поводу нехорошей застройки. Хочу коснуться вопроса строительства в 100-метровой прибрежной зоне. Сейчас об этом много говорят, много пишут. Как дело обстоит у нас?

— На сегодняшний день мы создаем рабочую группу, проводим инвентаризацию  и создаем реестр таких объектов. Но я бы не сказал, что в нашем городе дело обстоит катастрофически. Мы всегда, по мере возможности, пытались влиять на ситуацию, и у нас это получалось. Если застройщик не внимал тому, на что ему было указано службами города, администрацией, решения этих вопросов переносилось в правовую плоскость. Были и судебные тяжбы, и уже есть ряд решений о сносе. Но чаще мы всё-таки находим понимание. Конечно, проблемы есть. Например, направление Солнечной Долины, село Прибрежное, там в стометровой зоне расположены объекты, которые и построены незаконно, и с ними предстоит побороться, предстоит снести. Плюс ко всему там есть беда с набережной, которую размыло. Предстоит очистить набережную и в Новом Свете, потому что, приходя, хочется видеть море, шикарный наш ландшафт, а не рыночки, базарчики, кафешечки и т.д.  Поэтому есть над чем работать.

— Андрей Васильевич, в одном из интервью с главой администрации, Владимир Николаевич сказал, что в перспективе развития городской набережной есть задумка построить причал в районе мыса Алчак. Можете рассказать об этом проекте подробней?

— В любом случае ответ на этот вопрос могут дать проектировщики. Будет ли он и каким ему быть. Но то, что он нужен, и что его строительство позволит освободить пляжную территорию, это является неоспоримым фактом. У нас в западной части Судакской бухты под Генуэзской крепостью есть причал, который подчинен Ялте, а в противоположной стороне, под Алчаком, находится просто гаражный кооператив, закрытая территория.  Получается, из-за кооператива и размещенных там лодок у нас «убит» большой участок пляжа. Что касается причала, если его грамотно разместить, то там будет открытый для доступа пляж, а не так, как сейчас, всё загорожено сеткой, закрыто, и этой территорией пользуются несколько человек. Ограниченная длина пляжных территорий диктует нам необходимость освобождать доступ к морю. И для этого будут использоваться любые возможности в рамках закона.

— И еще одна тема, строительство многоквартирного дома в квартале Долинный.

— Меня удивляет только одно: почему невозможно разместить жилой дом в жилом квартале? Там не должно быть космодрома,  там не должно быть химического завода, а жилой дом в жилом квартале может быть. Должен быть.  И будет. Тем более строительство такого дома подразумевает и инженерные сети, которые туда потянут, и дороги, и всю необходимую инфраструктуру. Это развитие всего квартала.

— Я знаю, что вы увлекаетесь историей архитектуры. Есть ли у вас идеальный символ? Может, это какое-то здание или целый комплекс сооружений?

-Лично для меня неизгладимый след оставила архитектура Гауди и других архитекторов Барселоны. Там столько архитектурных объектов разных авторов, разных направлений, что иногда я, даже смотря на что-то другое, подсознательно вижу именно Барселону. Я не хочу сказать, что это символ, как надо делать, но это очень впечатляет, это близко и то, что мне по душе.

— Андрей Васильевич, с каким кредо по жизни идете вы?

-Это не то чтобы мое кредо, это скорее предложение ко всем окружающим. В городе очень многое делается, и это заслуга не лично моя как главного архитектора, и не лично руководителей каких-то служб и ведомств,  – это командная работа, это «командный зачет». Хочу вспомнить, что написано на гербе Крыма: «Процветание в единстве». Так вот хочется предложить всем — и равнодушным, и неравнодушным, и доброжелателям, и недоброжелателям — для того чтобы прийти к какому-то процветанию, надо объединяться и идти к нашей намеченной цели, и только тогда у нас может получиться что-то хорошее.

Беседовала Наталья Бобривная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *