Долгожданная «Зороада»

Об истории «возрождения из забвения» неизвестной широкому (впрочем, и узкому тоже) кругу читателей поэмы ХIХ века – сенсации в рамках Х Международных Крымских Герцыковских чтений – газета уже сообщала в нескольких публикациях.

Долгожданная книга Демокрита Терпиновича «Зороада. Поэма, относящаяся до Тавриды…» – очередной издательский проект ГБУК РК «Музей-заповедник «Судакская крепость» – была представлена широкой аудитории 4 ноября в зале исторического музея.

Редактор-издатель книги – руководитель Издательского дома «Коктебель» Дмитрий Лосев, составители – он же, Михаил Кизилов («первооткрыватель» поэмы) и Алексей Тимиргазин (координатор проекта). Иллюстрации к произведениям выполнил севастопольский художник Владимир Адеев. В оформлении переплета воспроизведены фрагменты картины и акварели Константина Богаевского.

Как отмечено в аннотации: «В книге впервые публикуется поэма «Зороада», написанная около 1850 года. Ее подзаголовок «Поэма, относящаяся до Тавриды, когда она была завоевана турками: предмет был взят из предания, существующего поныне в Крыму». Это ранее неизвестное исследователям и любителям российской словесности произведение является всего лишь четвертой по времени написания поэмой эпического характера на русском языке, посвященной Крыму. До нее в первой половине ХIХ века были написаны только три поэмы – «Херсонида» Семена Боброва (1804), «Бахчисарайский фонтан» Александра Пушкина (1824) и «Поэтические очерки Украины, Одессы и Крыма» Ивана Бороздны (1837). Оригинал поэмы «Зороада» был обнаружен историком М. Кизиловым в 2011 году в США, в рукописных фондах Хотонской библиотеки Гарвардского университета. Таинственный автор «Зороады», укрывшийся под псевдонимом «Демокрит Терпинович», остался в истории русской литературы как создатель одного из первых фантастических романов на русском языке «Путешествие по Солнцу» и сатирической пошехонской повести «Анемподист Акепсимович Честонов». Эти произведения также публикуются в нашем сборнике…»

Уместно процитировать и отрывок из предисловия, написанного директором музея-заповедника «Судакская крепость» Светланой Емец: «…Мы благодарны первооткрывателю «Зороады» Михаилу Борисовичу Кизилову за то, что он обратился в музей-заповедник «Судакская крепость» с предложением издать поэму. Мы с радостью приняли это предложение, поскольку научная деятельность нашего учреждения направлена на выявление, публикацию и популяризацию культурного наследия Крыма и Судака – одного из древнейших городов России, недавно отметившего свое 1800-летие. Книга с текстом неизвестной читателю поэмы, подготовленная Издательским домом «Коктебель», достойно открывает новую книжную серию издательства – «Крымский сюжет»…»

Открывая торжественное мероприятие, посвященное презентации книги, Светлана Емец отметила: «Мы горды тем, что мы первыми публикуем эту книгу, запускаем её в большой мир. Теперь слово будет за учеными, литературоведами, историками, которые будут изучать эту доселе неизвестную поэму. Они напишут научные трактаты, докажут и найдут, кто такой Демокрит Терпинович, похож ли его слог на Пушкина, или он просто подражает Александру Сергеевичу – это все будет далее. А сегодня мы стоим у истоков, и у читателя есть возможность прикоснуться к страницам этой книги, почитать, сложить о ней свои мнение и впечатления».

Представить эту книгу сотрудники музея пригласили судакчан, уже «державших» ее в руках и имеющих собственное мнение о поэме и книге в целом.

Научный сотрудник ГБУК РК «Музей-заповедник «Судакская крепость», координатор проекта Алексей Тимиргазин:

-Мне повезло уже с этой рукописью побывать в Москве, Симферополе, увидеть первую реакцию научного мира и литературоведов на данную поэму. Это издание пока еще встретили настороженно, считаю, что это – вопрос времени, и поэма будет оценена по достоинству. Научные сотрудники «Судакской крепости», посвятили часть жизни изучению истории и литературы Крыма, Судака. Можно сказать, что чем дольше занимаешься этим, тем больше понимаешь, что материалов о Судаке огромное множество, куда бы ни обращался: в Москве, Петербурге, Венгрии, Англии, Франции, Германии, Турции. В частных, государственных, монастырских и университетских архивах хранятся неимоверные кладези крымских археологических материалов. Иногда я думаю, что если бы я знал, что их так много, я бы не стал этим заниматься вообще, потому что невозможно объять необъятное. И «Зороада» – этому подтверждение. Сотрудники музея в электронном виде страницу за страницей обрабатывали, технически «освещали-затемняли» копии первоисточника, чтобы была возможность четко читать, и только после приступили к набору. Свой вклад в работу над текстом внес и корреспондент нашей газеты Владимир Докшин.

Как отметил Алексей Тимиргазин, была проделана титаническая работа, «потому что это все-таки текст-рукопись, слова с ятями, одни буквы подразумевают другие. Только после набора текста поэмы мы более детально его оценили, все было учтено».

Литературный критик, историк литературы Людмила Корнеева:

-Событие, очевидцами которого мы являемся – это открытие. Благодаря ключам новых методологий, концепции локального текста можно начать интереснейшие изучения. Теперь предстоит работа для историков, литературоведов и других специалистов.

Музейный сотрудник, первый директор дома-музея Льва Голицына Людмила Сазонова:

В нашем городе, во многих его уголках все дышит историей. Как-то, проезжая мимо стен нашей крепости, Самуил Маршак сказал, что совсем скоро можно будет историю считать с ее стен, ибо голоса можно будет читать. У меня такое впечатление, что мои дорогие друзья, которых я много лет знаю, уже вплотную подступили к этому и считывают голоса прошлого.

В особенностях текста можно было убедиться. Председатель литературного клуба «Киммерия» Галина Дыбач зачитала отрывок поэтического текста, представленного в новом издании. В отрывке фигурировали не только Судак, генуэзская крепость, но и не встречающийся ни в каком известном произведении того времени Капсель.

На высокой патетической ноте закончилась презентация. Приятным ее моментом стало вручение экземпляров книги всем желающим.

В. Садовый, М. Васенина

При публикации использованы фото Музея-заповедника «Судакская крепость»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *