Слагается учительское счастье… Иван Николаевич Дюбин: «Никогда не думал сменить школу на что-то другое…»

Ежегодно, с 1994-го,  5 октября более чем в 100 странах, в том числе и в России,  отмечается Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник всех  работников сферы образования, день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. «Судакские вести» накануне профессионального праздника обратились к педагогам  разных учебных заведений, возраста и специализации и попросили их ответить на несколько вопросов о призвании и работе:

 Что предопределило ваш выбор профессии?

 Что для вас главное в ней?

 Если бы все начать сначала…

 Слагается учительское счастье… из чего для вас?

Для Ивана Николаевича Дюбина нынешний учебный год юбилейный – сороковой в его педагогической биографии. 31 из  этих 40 лет он проработал в должности директора, причем 29 лет возглавлял вторую городскую школу, лидера в сфере образования региона. И все эти годы продолжал преподавать такой трудный, но такой интересный предмет – математику. Сегодня он продолжает раскрывать премудрости этой науки для двух 11-х классов в родной школе.

Иван Николаевич, как был сделан профессиональный выбор в пользу педагогики?

-У меня отец был горным инженером, и вначале я тоже поступил в горный институт, закончил два курса, а потом понял, что это не совсем мое. Отслужил в армии, а после поступил в пединститут, уже был как бы однозначный выбор в этом плане.

Может, и гены сказались. Родом я с Дона, из Каменска-Шахтинского Ростовской области. Так вот прадед мой, который был в Войске  Донском вахмистром, ушел учительствовать.

Первые шаги в профессии помните?-А вот здесь с самого начала понял, что это мое. Ребят сразу начал понимать, они меня, всегда дисциплина была на уроке, проблем не было. Может, заинтересовал их тем, что сам активно играл в волейбол (еще с института)  и параллельно занимался с ребятами. Жил тогда в Каменске Шахтинском, школа была на соседней улице, рядом с Северским Донцом. Уроки утром у нас начинались в 8 часов, а к 6-ти вечера я ребят собирал (там была такая спортивно-оздоровительная зона на Донце), занимался с ними: разминка, бег, потому что я по вечерам вел секцию волейбола, как и сейчас веду в школе.

Секцию ведете?! Здорово!не смогла удержать восторженного удивления.

-И вот эти занятия, может быть, так ребят заинтересовали, даже тех, кто жил чуть ли не на другом конце города, они с утра приезжали на велосипедах. Ходили мы  в походы, все это близко для детворы, поэтому контакт у  меня установился сразу с ними. Даже из других классов родители подходили: «Иван Николаевич, а можно, наш ребенок с Вашим классом позанимается?»

Поэтому в принципе сразу все как бы пошло у меня.

Помню свой первый урок, когда пятый класс мне дали. Начали проходить дроби, я принес яблоки и на яблоке показывал, что такое дроби, части. Так дети потом побежали к своей первой учительнице и говорят: «У нас был такой сладкий урок!» Мы когда тему разобрали, яблоки съели (смеется). Вот такое запоминающееся начало.

Математика, конечно, предмет нелегкий, но учили нормально ребята все. Был у меня один класс хороший, из которого 31 или 32 выпускника из 34 поступили потом в вузы. Интересно было работать в этом классе, потому что всегда интереснее, когда мальчишки в классе учат: девчонки – они всегда учат, они более скрупулезные, а мальчишки – они больше по верхам, где-то увидели, запомнили, где-то недоучили. А вот тогда, когда они по-серьезному предмет учат, тогда весь класс работает. И вот там такие пацаны были серьезные, надо было так готовиться к уроку, чтобы отвечать на их вопросы…

Нельзя, наверное, сравнивать, но что для Вас было приоритетом: преподавание или работа директора?

-Конечно, свою математику я люблю, но интересно было организовать работу всего коллектива, чтобы школа работала, чтобы знания давали, всегда были как бы на ведущих позициях. Когда были проверки, всегда отмечали, что коллектив школы работоспособный, с большими традициями своими, потенциал хороший – в этом плане всегда отмечали.

По прошествии стольких лет как бы Вы определили: что главное в профессии учителя?

-Самое главное – это, наверное, не только я, все это говорят – не останавливаться на достигнутом, учиться самому. Не бояться спрашивать у коллег, делиться опытом. В этом плане наше школьное методобъединение учителей математики чем хорошо — у нас дружный коллектив, даже если в чем-то сомневаешься, всегда можно посоветоваться, всегда найдешь отклик. Нет такого: я знаю, а ты сам разбирайся. Если есть какие-то вопросы, всегда сообща находим ответ. Надо отметить именно эту сторону – взаимопомощь, в плане творческого роста, творческой поддержки.

Скажите, а никогда не закрадывалась мысль: если бы начать все сначала, то…

-Нет, никогда! – категоричен Иван Николаевич. — Однозначно. Сколько мне предлагали баллотироваться и на мэра, говорили: «Ты прошел бы» — никогда не думал сменить школу на что-нибудь другое!

Что для Вас школа?

-Это жизнь. Это то, чем живешь. Особенно когда работали в две смены. Да и тогда, когда начинал, в 80-е, было 16 групп продленного дня, так что мы всегда фактически работали и во вторую смену. В школе с утра до вечера: уходил к восьми утром и приходил домой после шести, главное, что жена всегда меня понимала. Когда долго работаешь в школе – уже выучил и родителей, и учеников. Некоторые дети сами говорят: «А у меня мама училась у Вас, а у меня папа учился». Уже внуки твоих учеников приходят, третье поколение фактически.

А Ваши дети, они продолжили семейную линию?

-Сын одно время преподавал в школе экономику, но сейчас он в другой профессии. А дочка — да, окончила университет, потом ялтинский педагогический, потом еще третье образование получила, прошла сурдологию, работает в Симферополе в школе для слабослышащих и глухих детей. Так что как бы пошла по стопам, педагог.

Насколько я знаю, по стопам пошли и многие Ваши ученики, много педагогов выросло под Вашим  «крылом».

-Не сказать много: это Елена Дмитриевна Вилкова, тоже учитель математики, а сейчас директор городской школы-гимназии; это учителя нашей школы Светлана Васильевна Пугачева (девичья фамилия Данилова) –  завуч, Людмила Анатольевна Мыськова (Шевченко), педагог-организатор, Инна Анатольевна Шаповаленко, учитель химии, учитель начальных классов Елена Александровна Одарюк (она окончила Тульский пединститут, тогда много наших ребят в Тулу поступало, но они в большинстве остались в России), учителя физкультуры Александр Валерьевич Шишкин и Говоруха Максим Сергеевич, и другие.

А что вы считаете самым интересным в работе учителя?

-Интересно, наверное, то, что видишь результат своего труда: получаешь ребят с начальным «багажом» знаний, а  выходят они из школы уже подготовленные, знающие. Хотя это одна из профессий, когда результат не сразу проявляется, он опосредован. Конечно, не все выпускники станут педагогами, экономистами и т.д. – главное, что выходя из школы, они становятся достойными людьми, находят свое место в обществе – вот это, наверное, очень важно.

Бывают порой такие, что и вуз закончили, а пройдут мимо и не поздороваются. А те, которые были хулиганами, которых ругал, раскланиваются еще больше (смеется). Я после того, как с должности директора ушел, больше времени появилось, рыбалкой стал активно заниматься. И вот со многими там пересекаешься. Говорю: наверное, ругал вас сильно? – Мало, говорят, ругали, надо было больше (улыбается).

Счастье в работе учителя – из чего оно слагается?

-Сложный вопрос Вы задали.

Ну, у Вас же математика, Вы должны сформулировать.

— Счастье в профессии –  когда тебя понимают. Это на самом деле так. Если ты находишь взаимопонимание с детьми, это главное. Значит, они будут понимать не только тебя, но и предмет, и стремиться его учить.

Потом знаете как? Все время находишься в молодежной среде. Меняется время, меняются взгляды молодежи, и знаете, и у них иногда чему-то учишься, взгляду новому на жизнь, новому подходу к каким-то вопросам.

Что бы Вы пожелали молодым коллегам или тем, кто только собирается в эту профессию?

-Любить детей. Любить профессию и никогда не останавливаться в своем педагогическом росте – это самое главное.

О.Онищенко

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Введите цифры с картинки (антиспам тест):