Основной ресурс — НЕРАВНОДУШИЕ

Насколько важна общественная инициатива в преодолении социальных проблем, формы ее реализации, необходимость активизации общественного действия – об этом мы беседуем с директором созданной недавно в Судаке автономной некоммерческой организации «Общественный центр проектирования социально-культурной среды для детей, юношества, молодежи «Просветительский Корпус. Век» Ириной Михайловной ДАНЕЛЯН.

-Власти не всегда могут инициировать какие-то формы решения общественных проблем, потому что они ограничены в средствах и ресурсах. А основным ресурсом в борьбе с общественной бедой является неравнодушие. Неравнодушные   люди составляют основу и главную ценность нашего общества. Один из  тех ресурсов, на котором, я считаю, строится любая государственность,  если это неравнодушие совпадает с компетентностью.  Этот ресурс –– нравственность  народа – бесценный – бескорыстие, неравнодушие и (пока еще) активность, по-другому — горячность. Разумная активность  становится дефицитом.

Вы, наверное, удивитесь, но в России, существует такое молодёжное  движение  добровольцев — Школа общественного действия. Мы разучились воплощать нашу мечту в действие, хотя в советские времена недостатка в активности не было. Вот этому  разумному общественному действию нам нужно научиться сейчас заново.

— Для этого и была создана ваша организация?

-Мы создали нашу организацию, потому что потребность назрела в церковной среде. Как известно, игумен Никон активно занимался  просветительской деятельностью, и она дала сильные ростки в совершенно разных направлениях. Будучи монахом, он много общался с мирскими людьми, но спектр проблем, с которыми сталкивался о. Никон в ходе своего служения, был  очень широк — часть из них должно  было решать общество: многих людей, обращавшихся за помощью, нужно было просто накормить,  одеть,  а иногда вообще решать проблемы бытовой морали. Ведь у нас часть общества сейчас живет в состоянии ниже естественного, и необходимо возвращение  фундаментальных нравственных ценностей, если хотите –  даже борьба за них в  информационной  войне,  а потом уже развитие духовных, христианских ценностей, которые несравнимо выше общечеловеческих. Для этого  нужна была организация, которая бы создавала  условия для поддержания здоровой нравственной  и культурной среды.

Поддержать нравственность и общую мораль, оздоровить среду – это одна из задач некоммерческих и общественных организаций. Я считаю, что среда – это ключевое условие для существования жизни. Агрессивная среда может загубить всё. Доброжелательная благотворная среда может вылечить человека, сформировать образ  идеала, к которому он может стремиться. Наше поколение, например, выросло в окружении героев войны и труда. А наши дети растут в окружении рекламы потребительских кредитов. Мы недооцениваем роль среды: начиная от природы и архитектуры, заканчивая речью в автобусе. Важно, чтобы она была миролюбивая и не лукавая.

-В каком смысле «не лукавая»?

-Например, мы знаем, что  альтруизм  в противовес эгоизму, какое-то добровольное бескорыстное действие  – это основа нравственности человека, ключевая добродетель вообще.

Но если смотреть с точки зрения закона на некоторые бескорыстно произведенные действия, их можно трактовать как незаконные. Например, ребенок в оздоровительном лагере почистил картошку  для всех – а по современному законодательству трактуется так: педагог  его эксплуатирует, притесняет, нарушает технику безопасности, вручив ему режущий предмет. Одно понятие подменяется другим, и еще под это подводится законодательная база. О воспитании нравственной личности можно только написать в отчётах. Прямое лукавство и лицемерие.  Поэтому  кто-то должен отражать нашим законодателям, какие бремена они накладывают на людей, которых они  хотят сделать  счастливыми. Нужно доносить до наших представителей, что  их  законотворчество превращается в горе-творчество. Нормотворчество – одно из полей работы некоммерческого сектора. Вообще по общественной активности и по тому, насколько власти сотрудничают с НКО, как быстро растет некоммерческий сектор в нашем обществе, можно определить, насколько власть далека или близка к своему населению и его реальной жизни, можно судить о здоровье власти.

-Как давно вы существуете?

-Работа над официальным оформлением началась летом 2015 года. До этого нам понадобилось полтора года, чтобы созреть для такого решения, т.е. возникли обстоятельства, при которых всю просветительскую деятельность, связанную с миром, нужно было официально оформить в отдельное направление. Мы поняли, что не все проблемы, с которыми обращаются, можно решить внутрицерковными средствами, что нужно выходить на церковно-светское, частно-государственное партнерство. Т.е. масштаб проблематики потребовал и соответствующего масштаба ее решения и соответствующей формы. Это очень важная вещь – социальное партнерство, и одна из задач нашей организации. Сориентироваться в современных российских условиях нам помогает Национальный детский Фонд (г. Москва).

— Почему вы выбрали такое пространное название — «Общественный центр проектирования социально-культурной среды для детей, юношества, молодежи «Просветительский Корпус. Век» и что обозначается термином «автономная некоммерческая организация»?

— В Минюсте нас попросили полностью отразить суть деятельности организации в названии. «Автономная некоммерческая организация» (АНО)  — это одна из форм некоммерческих организаций в России, которых насчитывается более десяти: фонды, ассоциации, общественные организации и т.д. Форма АНО предусмотрена для оказания социальных услуг населению в его проблемных точках.

— Что предполагается делать в этом отношении? Какие ближайшие задачи стоят перед вами?

-Очень большое направление – это социальное проектирование, участие в грантовых конкурсах, в том числе и в правительственных грантовых конкурсах.

В 2013 году наша неформальная  инициативная группа  при поддержке администрации города участвовала в грантовом конкурсе Патриархии Русской Православной Церкви.  Мы не стали победителями, к сожалению, но проект получил высокую экспертную оценку и рекомендацию оформиться в некоммерческую организацию. Сейчас мы пробуем ещё раз: нами подготовлен  проект «Региональный конкурс школьных репортажей и православный медиа-гид «На улице моей». Предполагается, что каждый  маленький житель нашего города должен знать  историю места, в котором живёт, какие интересные личности жили  в соседнем доме, как выросла Кипарисовая аллея, кто такой маршал Бирюзов. А поскольку чуть ли не в каждом доме нашего города бывают гости из других городов, то это знание не должно уйти «в стол», —  оно станет базой для создания заочного «гида» в наших СМИ: в газете, на городском портале и др. Конечно, в СМИ,  к радости читателей,  будут опубликованы лучшие репортажи школьников,     и,  поверьте,  жюри – самое профессиональное.   Считаю, что независимо от того, выиграем мы грант, или нет, нам нужно будет изыскать средства для проведения этого мероприятия.

Вообще для успешного социального проектирования нужно очень интенсивное общение администрации и  некоммерческого сектора, — любой грант предполагает участие местной власти и местной общественности. В российской  истории немало примеров  такого сотрудничества: Марфо-Мариинская обитель, созданная великой княгиней Елизаветой,  филантропические общества борьбы с бедностью при Московской Думе, и не будем далеко ходить, один из самых успешных социальных проектов – Карадагская биостанция! Хотя при жизни Терентия Ивановича Вяземского считалось, что это — неудачный проект, но только время показывает истинные плоды того или иного предприятия.

Одна из социальных услуг, которую  будем оказывать в этом году, – репетиторство по иностранным языкам, при этом лимитированная  часть детей будет заниматься на льготных условиях. Новое в этом – Клуб любителей английского языка, который будет работать по субботам. Ещё одна – группа временного пребывания детей.

За недолгое время существования нашей организации, хоть и очень сложное (когда света не было у нас, и практически вся деятельность парализована была в Крыму), мы начали с поддержки «культурных оазисов», которые уже есть в городе и которые должны сохраниться, каких бы усилий это не стоило нашему обществу. И мы хотели направить внимание на эти культурные оазисы, учредив Просветительскую  премию «Судакская Пальмира».

Что предусматривает эта премия?

-Выпуск продукции, отражающей деятельность коллектива, и распространение этой продукции за пожертвования – благотворительные взносы – среди населения и гостей города. Эти средства составляют премиальный фонд этого коллектива.  Расходов, которые не предусмотрены ни  бюджетом, ни какими-то другими поступлениями, очень много. И только энтузиазм людей способен это всё поддерживать.

-Кто может быть награжден?

-Премией награждается неформальный  творческий коллектив, который имеет уже многолетние традиции, самобытную атмосферу. Это может быть даже частное лицо, один человек, но если этот человек – свет миру, и вокруг него собираются определенные круги в городе – это тоже коллектив.

-Как определяется, кто заслужил вашу премию? И как часто она может присуждаться?

-Сейчас это решение принадлежит правлению «Просветительского корпуса. Век».  Первыми номинантами у нас стали детская изостудия «Солнышко» и Площадка школьных конкурсных проектов «Свет Рождества» при православно-просветительском центре «Святая Русь».

А вообще я думаю, что здесь нужно отходить от формальностей – скорее всего, по готовности самого общества поддержать кого-то или что-то из городских начинаний.  Например, была готовность частных лиц поддержать именно изостудию «Солнышко». Потому что усилия, которые прикладываются по ее развитию, налицо, несколько поколений горожан приобщились к миру искусства через эту студию. Точно так же Рождественско-Пасхальный конкурс школьных проектов на базе  библиотеки  православного центра – он тоже нуждается в реанимации , как и сама библиотека – в продолжении той  читательской традиции, которую отец Никон привил нашему городу. На эту библиотеку ведь  можно еще посмотреть как на культурное явление: потому что это — одна из крупнейших коллекций православной литературы, там же находятся  и старинные, редкие и древние издания, она нуждается   и в пополнении фондов, и даже в сохранности целостности коллекции, и, естественно, в продолжении распространения этого знания.

 

— И нашлись люди, которые захотели поддержать эти  традиции материально?

-Да, например, так произошло  издание открыток с детскими рисунками. Что касается Площадки «Свет Рождества» и  библиотеки просветительского центра, самой актуальной продукцией, отражающей ее деятельность, являются диски с проповедями отца Никона, его живое слово, благодаря чему и сформировано всё то, к чему люди тянулись.

Предложения по использованию  премиального фонда всегда идут впереди формирования фонда. Например, по изостудии «Солнышко» средства, которые будут получены от распространения открыток, могут пойти  как на проведение дополнительного освещения, на приобретение красок, рамок для картин, так и  на поощрение студийцев. А по «Площадке» и библиотеке —  есть предложение  поддержать творчество школьников в области православной культуры. Всё это, конечно, будет оформлено документально. Так что если люди захотят поддержать какую-то из этих номинаций, в обмен на их взнос мы с удовольствием будем передавать и открытки, и диски. Но, конечно, не только из этого складывается премиальный фонд «Судакской Пальмиры», свой вклад в него могут внести и меценаты. А выпускаемая продукция – это скорее некая агитационная акция,  узнаваемое «лицо» этого коллектива.

Конечно, меценатов у нас пока мало, мало кто знает, что по российскому закону выгоднее всего оказывать благотворительную помощь физическому лицу, выплачивающему подоходный налог. Он может часть своего дохода потратить на то, что ему кажется актуальным в своём городе, и получить в налоговой службе вычет из НДФЛ.

-Ирина Михайловна, а что в ваших планах на перспективу?

— Наши  перспективы связаны  с развитием клубной деятельности,  и профессиональной ориентацией молодёжи, с организацией ресурсного центра, подготовкой наших будущих кадров, —  это погружение нашей молодежи в современное профессиональное поле, знакомство с людьми, которые профессионально реализовались и могут им что-то передать. Мы ведём серьёзную  переписку  о  привлечении русских учёных, которые  когда-то уехали за рубеж, имеют опыт работы в североамериканских корпорациях, к образованию наших студентов-экономистов и будущих государственных деятелей. Это может быть осуществимо и в форме лекций в вузах, и в форме отдельного семинара, и в форме публичных лекций. Мы  организуем опрос и приём заявок  на участие в мероприятиях этой серии — надеюсь, что в сентябре-октябре этого года состоится первая публичная встреча со студентами.

Существуют проблемы, связанные с занятостью одаренных  молодых людей, с отсутствием у нас в городе профессионального образования. Особая тема — проблемы социального сиротства: когда дети или брошены, или находятся в семьях без должного достатка, или  — реальные сироты.

Проблема социального сиротства – это проблема недолжного внимания к детям, душевной пустоты, которую они испытывают — при наличии и родителей, и педагогов. Даже благополучные, на первый взгляд, семьи могут не замечать того, что духовной связи между членами семьи нет, поэтому нет и глубокого доверия. И каждый по-своему одинок в своей же собственной семье. Начнёшь говорить с ребёнком, а там – не ступала нога человека. Внутренняя пустота,  которую переживает подросток, может привести  его и к наркомании, и к пьянству, во всякие нежелательные  интернет-тусовки. Посмотрите процент самоубийств среди подростков.  У нас вообще в городе отсутствует место, куда может прийти любой подросток — «потусоваться», посидеть и поговорить о том, что его интересует. В современных условиях вы  скорее услышите, что его НЕ интересует.  Сплошное отрицание. У ребёнка есть необходимость в месте творческого над — бытового общения, а не просто – пришел, поиграл на компьютере, развлёкся.

Решение вопроса социального сиротства в малом курортном городе осложнено влиянием разлагающей курортной  атмосферы.   Когда мы говорили о перспективах работы нашей организации с о. Никоном, в идеале батюшка видел создание православного детского пансиона (для начала — летнего), чтобы не оставить без общественного попечения и без родины тех детей-сирот, которых  сейчас распределяют по разным воспитательным учреждениям в другие города. И мы обязательно будем думать над проектом по данной проблеме. Но сейчас  об этом говорить  рано, так как это связано с  готовностью  кадров, которые способны работать с такими детьми. Мы думаем, как осуществить   такой социальный проект. Начнём с поиска и обучения добровольцев.

-То есть вы приглашаете к сотрудничеству?

-Да, по мере сил. Что касается сферы социальных услуг, социальных преобразований, культурно-просветительской работы с детьми, молодежью, студенчеством – мы можем инициировать проекты, акции, мероприятия, можем это внедрять и даже распространять опыт, если они имеют какой-то успех. Но так, чтобы кинуть клич – давайте, приходите все – сейчас будем дружно что-то делать – конечно, этого не будет. Во-первых, наши человеческие возможности ограничены. А во-вторых, времена Тимура и его команды прошли (не потому что оскудели мы тимурами, — люди стали более гордыми, многие  не умеют принимать помощь, — и  она им не во благо). Сейчас включение человека в такую деятельность будет иметь, скорее всего, индивидуальный характер, зависеть это будет исключительно от доброй воли человека.

Интервью взяла О. Онищенко

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *